18 марта 2022 год урок литературы 6-А класс

 Здравствуйте, ребята ! Мы продолжаем знакомиться с русскими поэтами Х!Х века и их творчеством. Сегодня мы остановимся на творчестве Алексея Константиновича Толстого и его стихотворении " Где гнутся над омутом лОзы ".

Восемнадцатое марта

Классная работа

Тема.                              Алексей Константинович Толстой ( 1817 - 1875 )

Стихотворение " Где гнутся над омутом лОзы...".Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

Сопоставление стихотворений  Я.П.Полонского и А.К. Толстого

1.Сообщение об А.К.Толстом.  Просмотрите видеоурок по ссылке 

2. Работа с учебником, с.287.

Выразительное чтение стихотворения " Где гнутся над омутом лозы "

3.Беседа по вопросам :

-  Какой пейзаж изображён А.К.Толстым ?

- Чем отличается это стихотворение от других стихотворных пейзажей ? Для ответа на этот             вопрос перечитайте стихотворения Я.Полонского и Е.Баратынского ( с.283-286 ).

- С помощью каких приёмов поэт создаёт мелодию этого стихотворения ? ( обращения, повторы,     анафора)

4 .Обсудите 4, 5  вопросы рубрики "Размышляем о прочитанном" ( с. 288) с вместе родителями .

5. Сопоставление стихотворения Я.Полонского и А. Толстого .

 -  Что общего в этих произведениях ?   В чём вы видите разницу ?

Оба стихотворения рисуют пейзаж,действие которого происходит вечером, ночью. Есть общие образы  - тучи, есть антитеза: тьма - свет. В стихотворении " По горам две хмурых тучи..." изображён летний горный пейзаж. Он , в отличие от пейзажа " Посмотри, какая мгла..."Я.П.Полонского  , динамичен .Это впечатление создают глаголы движения, действия : блуждали, сползали,сошлись, не уступили, огласили, грянул,засмеялось, сказалось, вздохнула, не смели повторить,улеглись и обомлели -   так постепенно нарастает и успокаивается действие.

 В стихотворении " Посмотри - какая мгла "Полонский призывает удивиться вместе с ним. Он изображает ночной пейзаж. 

Как делает это поэт ?Густая темнота ночи ощущается в словах мгла, глубина. сумрак.Она оттеняется тусклым блеском озера, окружённого сонными ракитами.Поэтичность и волшебство картины подчёркиваются "прозрачной дымкой ", которую ночь опустила на долины.

 Стихотворение состоит их двух частей. 

 В первой - общий план, картина спящей природы. Во второй - олицетворение оживляет месяц, который " без приюта в небе ходит " .Мы чувствуем холод и одиночество, бесприютность этого " бледного месяца ". Создаётся настроение возвышенное и тоскливое одновременно.

 Этому способствует и звукопись - аллитерации на глухие согласные .

Эпитеты создают чувство прозрачности, невесомости, окрашивая стихотворение в тревожные мистические тона.

 Пейзаж первого стихотворения контрастен, резок, живость картине придаёт олицетворение.

  Стихотворение " По горам две хмурых тучи..."более "громкое", звукопись создают аллитерации ( сочетание согласных звуков )- раскатистые и мягкие р, благодаря которым мы слышим раскаты грома.

6.  Посмотрите видеоурок на тему:" Я.П. Полонский. Стихотворения"  по ссылке                                                                                                                                                                        

 7.   Прочитайте вслух выразительно два стихотворения :.

        Какое из них произвело на вас наибольшее впечатление ? Почему ?

        Дайте письменно ответ на вопрос ( в тетрадях )  двумя-тремя предложениями.

Домашнее задание. Подготовить сообщение об А.И.Куприне  ( используйте Интернет) ;

                                   прочитайте рассказ " Чудесный доктор " внимательно, приготовьтесь  к                                           выполнению тестовых заданий по содержанию.                     

!!! Ребята, в пятницу вместе с тетрадями по русскому языку принесите работы с тестами по литературе ( листочки ) и диктант , и составленный рассказ ( тоже на листочках ). Оформите работы правильно .

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс