05 сентября 2022год урок русского языка 11- Б класс
Добрый день, ребята ! Начинаем урок русского языка.
Напоминаю : работаем в тетрадях в линию 18 листов. Берите обычные тетради, без картинок, надписей. Конспекты пишите аккуратно, ручкой синего цвета, подчёркивания выполняйте только простым карандашом. Пользоваться корректором, фломастерами, цветными карандашами или ластиком НЕЛЬЗЯ !
Исправлять ошибки необходимо следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией ; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки.
Титульный лист тетради оформлять по образцу :
Тетрадь
для работ по русскому языку
ученика 11- Б класса
Перевальской гимназии №1
Кравченко Ильи
Дату записываем словами.Между классной и домашней работой - 2 строчки.
Работы оформлять аккуратно, без ошибок и орфографическим почерком( понятно ! )
А теперь поработаем в тетрадях.
Пятое сентября
Классная работа
Тема. Язык как система
Основные уровни языка
1. Лекция ( записать )
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы :фонема ( звук ) , морфема, слово, словосочетание и предложение.
Единицы языка неоднородны по своему строению.Есть единицы относительно простые, скажем фонемы, а есть и сложные - словосочетания и предложения. При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.
Поскольку система - это не случайный набор элементов, а их упорядоченная совокупность, для понимания того,как " устроена" система языка, все единицы необходимо сгруппировать по степени сложности их структуры.
Итак, самая простая единица языка - это фонема, неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц ( морфем и слов ).
Минимальная значимая единица - морфема ( корень, суффикс, приставка, окончание ). Морфемы уже имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться ещё не могут. Относительной самостоятельностью обладает слово - следующая по степени сложности и важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающих на них.лова отличаются от морфем тем, что уже способны что-то называть, то есть слово - это минимальная номинативная ( назывная ) единица языка. Это" строительный " материал для словосочетаний и предложений.
Словосочетание - соединение двух или более слов, между которыми имеется смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слов.
Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка, с помощью которой можно уже не только назвать какой-то предмет , но и что-то сообщить о нём , является предложение - основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение.Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и законченность. В отличие от слова - единицы номинативной ( назывной ) - предложение является единицей коммуникативной.
Современные представления о системе языка связаны прежде всего с учением о его уровнях, их единицах и отнощениях.Уровни языка - это подсистемы ( ярусы ) общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования.
Традиционно выделяются такие основные уровни языка : фонемный , морфемный, лексический, синтаксический.
В курсе современного русского языка представлен ряд разделов.
Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический состав русского языка.
Фонетика - звуковой состав и основные звуковые процессы.
Графика - состав русского алфавита ;орфография - правила употребления буквенных знаков при письменной передаче речи.
Орфоэпия изучает нормы литературного произношения.
Словообразование исследует морфологический состав слов и основные способы их образования.
Морфология - учение о частях речи.
Синтаксис - учение о словосочетании и предложении.
Пунктуация - совокупность правил постановки знаков препинания.
2. Работа по учебнику . Изучить тему " Единицы языка. Уровни языковой системы " с.43-48
По возможности добавить в конспект материал темы.
Домашнее задание . Упр. 45 ( выполнить задания ).
Комментарии
Отправить комментарий