14 .09.2022 год урок по литературе 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем знакомиться с творчеством очень талантливого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Однако, в русскую литературу он пришёл и как поэт.Вот и начнем знакомство с его поэзии.
Четырнадцатое сентября
Классная работа
Тема. Лирика И.А.Бунина
Особенности художественного мира и поэтического языка
Стихотворения "Вечер", "Сумерки", "Слово", "Седое небо надо мной"," Христос воскрес опять с зарёю".
Творчество И.А.Бунина принадлежит художественной литературе "серебряного века", а мировоззрение его в полной мере отразило конфликт между потребностями времени и заветами предыдущих поколений.
Бунин не делил свои произведения на книги стихов и книги рассказов, а публиковал лирику и прозу в общих сборниках.Это было новым для того времени.
"Прежде всего я не признаю деления художественной литературы на стихи и прозу.Такой взгляд мне кажется устарелым. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме...Мне думается, я буду прав, если скажу, что поэтический язык должен приближаться к простоте и естественности разговорной речи, а прозаическому слогу должна быть усвоена музыкальность и гибкость стиха"говорил Бунинв 1912 году в интервью корреспонденту " Московской газеты".
А.Твардовский отмечал, что стихотворения Бунина" более наглядно , чем его проза, несут на себе отпечаток традиционной классической формы".
Одна из основных тем лирики И.А.Бунина - тема природы как вечной основы бытия. Поэта влечёт прежде всего изменчивость и беспредельность природного мира, его вечное движение.В бунинских картинах природы всегда присутствуют дали земли ( дороги степи, леса ), просторы звёздного , солнечного неба.Всё это создаёт атмосферу вековечности бытия, где, по мысли писателя, "ничего не гибнет - только видоизменяется".
2. Задания
1) Прочитайте стихотворения "Вечер", "Сумерки", "Слово", "Седое небо надо мной","Нет солнца, но светлы пруды","Затрепетали звёзды в небе".
_Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения ?
_Определите тему.
_ Как вы думаете, почему многие стихотворения Бунина исследователи его творчества называют "пейзажными зарисовками"?
_Какие художественные средства использует поэт, изображая чувсва, переживания своего лирического героя ?
2) Работа над стихотворением И.А.Бунина "Последний шмель"
-Найдите в Интернете и прочитайте стихотворение.
Вопросы на восприятие:
Какое настроение создаёт это стихотворение?
Какие слова, выражения создают это грустное настроение ?
Производит ли стихотворение тягостное настроение?
Какие согласные и гласные звуки чаще других встречаются в тексте ? С какой целью автор прибегает к такой организации поэтического текста ?
Такое звучание шипящих, свистящих и сонорной создаёт " звуковую картину", которая вызывает ассоциацию с полётом шмеля.
Какими средствами создаётся особая , "летящая" мелодия стихотворения?
В стихотворении "Последний шмель" нашли выражение основные творческие принципы Бунина. Картина, созданная поэтом,запечатлевает один краткий, случайный момент бытия, в котором улавливается интуитивно отражение вечных процессов жизни.
Тщательный отбор лексических средств,особая организация поэтического текста создаёт яркий и запоминающийся образ осеннего дня.
Внутренний мир лирического героя слит с миром природы и одновременно противопоставлен ему. Слит в своей причастности к жизни и красоте, и противопоставлен в осознании их скоротечности.
Оставаясь всегда самобытным, Бунин глубоко воспринял традиции русской классической литературы.Его поэтические образы апеллируют к чувствам, интуиции, помогают увидеть за простыми явлениями красоту мира, осознать ценность вечно изменчивой жизни.
3) Выполните письменно анализ стихотворения.
4) Работа с учебником ,с.59-60 , прочитать статью " Бунин - поэт"
Задание домой. 1. Сделать выписки из материала урока.
2. Знать текст рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"
Комментарии
Отправить комментарий