21.09.2022 Теория и практика сочинений разных жанров (элективный курс) 11-А,11-Б кл.

    Дорогие ребята! Перейдите по ссылке и скачайте книгу себе на компьютер. Раз в неделю на моих уроках вы будете использовать материал этой книги для подготовки к экзаменам. Я буду указывать страницы, с которыми будем работать, а вам необходимо будет выполнять задания и приносить мне на проверку.

 https://kpfu.ru/portal/docs/F1722661883/Senina..Sochinenie.EGE.pdf

Начинаем работу. Тетради должны быть в линию!!!

Двадцать первое сентября

Классная работа

          Тема.          Требования к сочинению-рассуждению по исходному тексту.             

                                                                                                                                                          "                                              Расшифровка" информации текста ". Типы проблем

                                  Формулировка одной из проблем исходного текста 

 1.Ребята, вы писали не один раз сочинения- рассуждения или ,как его ещё называют,  сочинение-  размышление.    Что такое сочинение-рассуждение? Давайте вспомним.

Это связный текст, где в логической последовательности передаются мысли, рассуждения как доказательство или объяснение чего-либо, делаются определённые выводы .

Основные черты сочинения- рассуждения:

1) наличие основной идеи;      

2) наличие тезисов;

3) достаточность аргументов;

4) плановость, логическая последовательность расположения материала в работе.

      Какие же требования предъявляются к сочинению-рассуждению по исходному тексту?

_Вдумчивое чтение предложенного текста, определение его темы, идеи ( основной мысли ).

_В исходном тексте определите элементы композиции, которые помогут раскрыть замысел              автора.        

_В сочинении-рассуждении проследите, как выражен тезис, какова позиция автора, какие              аргументы он приводит.

_Отметьте средства лексической и синтаксической выразительности, их роль ( подчинены идее).

_ Приводите цитаты, но не увлекайтесь ими ( 2-3 выразительные цитаты).

_Не увеличивайте объём сочинения за счёт крупного, размашистого почерка.

_Важна общая грамотность( орфографическая, пунктуационная,речевая) ,                       эрудиция,наблюдательность.

_В конце сочинения сделайте вывод (1-2 предложения ), в котором чётко и логично выражена      ваша позиция .

_Рассчитайте время, чтобы хватило на проверку, редактирование и перенесение сочинения в          тетрадь.

2. Расшифровка "информации текста". Типы проблем.

 Проблема текста - это предмет обсуждения,вопрос,над которым рассуждает автор.

 Выявление и формулировка проблемы - важнейший этап работы над сочинением.Вы будете     работать только с одной проблемой.

                       Типы проблем :

-  философские ;

- социальные;

-политические;

- нравственные;

-экологические;

- эстетические.

              Выявление проблемы - это всегда процесс обобщения.

                        Алгоритм выявления проблемы ;

          1) Выявить основную мысль текста.

          2)Записать её в виде законченного предложения.

          3)Определить, на какой вопрос отвечает это предложение ?

          4)Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

  Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения.

               Какую проблему выбрать ?

Выбор проблемы определяется ответами на два вопроса :

             -Какая проблема находится в центре внимания автора ?

            - К какой проблеме проще подобрать весомые аргументы?

  Есть несколько способов формулирования проблемы :

          1.Сформулировать самостоятельно своими словами так :

                           ПРОБЛЕМА +существ. ( словосочетание) в Р.п.

  Например : Автор поднимает проблему долга.

          2.Процитировать ( найти в тексте авторскую формулировку проблемы и оформить цитатой)

          3.Указать номера предложений из текста .

       Если в тексте есть авторская формулировка, то можно указать номера предложений, в                     которых сформулирована эта проблема.

 Запомните :

      Проблема  ( чего ? ) смысла жизни.

       Вопрос  ( о чём ? ) о смысле жизни.

  ЗАДАНИЯ:

       1. Определить, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия. (письменно)

1. В чём опасность политики национализма ?                                А. Философская

2. Можно ли избежать национальной несправедливости ?             Б. Политическая

3. В чём смысл человеческой жизни ?                                               В. Экологическая

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях ?                             Г. Нравственная

5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?            Д .Социальная

          2.Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста ( запишите).

                   Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо.Познание доставляло подлинное удовлетворение.Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности.И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое,создаёт.Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами,полководцами, а теми, кто создал топор,колесо,самолет, кто нашел злаки ,следил за звездами, кто открыл железо,полупроводники,радиоволны. 

                                                                                                                                  (Д.Гранин)

Ответьте на вопросы письменно :

1.Что такое гармония ?

2. Какова роль познания в процессе развития человека и человечества ?

3. Каковы границы познания окружающего мира?

4.Каковы перспективы технического прогресса?


           3. Прочитайте текст. Укажите проблему ,которая не рассматривается автором.

                    У человека самая яркая пора - детство. Всё,что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит это золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания . Но какие сладкие , какие ненасытные, как они будоражат душу! Даже невзгоды,перенесённые в детстве,не представляются потом ужасными , но окрашиваются в смягчающий ,примиряющий свет. 

                                                                                                                                    (В.Солоухин)

 1. Какова роль детства в жизни человека ?

2. Почему всё,что связано с детством, представляется прекрасным?

3. Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4. Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители ?

     Запишите проблему и письменно ответьте на вопросы.

      


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс