21.09.2022 Теория и практика сочинений разных жанров (элективный курс) 11-А,11-Б кл.
Дорогие ребята! Перейдите по ссылке и скачайте книгу себе на компьютер. Раз в неделю на моих уроках вы будете использовать материал этой книги для подготовки к экзаменам. Я буду указывать страницы, с которыми будем работать, а вам необходимо будет выполнять задания и приносить мне на проверку.
https://kpfu.ru/portal/docs/F1722661883/Senina..Sochinenie.EGE.pdf
Начинаем работу. Тетради должны быть в линию!!!
Двадцать первое сентября
Классная работа
Тема. Требования к сочинению-рассуждению по исходному тексту.
" Расшифровка" информации текста ". Типы проблем
Формулировка одной из проблем исходного текста
1.Ребята, вы писали не один раз сочинения- рассуждения или ,как его ещё называют, сочинение- размышление. Что такое сочинение-рассуждение? Давайте вспомним.
Это связный текст, где в логической последовательности передаются мысли, рассуждения как доказательство или объяснение чего-либо, делаются определённые выводы .
Основные черты сочинения- рассуждения:
1) наличие основной идеи;
2) наличие тезисов;
3) достаточность аргументов;
4) плановость, логическая последовательность расположения материала в работе.
Какие же требования предъявляются к сочинению-рассуждению по исходному тексту?
_Вдумчивое чтение предложенного текста, определение его темы, идеи ( основной мысли ).
_В исходном тексте определите элементы композиции, которые помогут раскрыть замысел автора.
_В сочинении-рассуждении проследите, как выражен тезис, какова позиция автора, какие аргументы он приводит.
_Отметьте средства лексической и синтаксической выразительности, их роль ( подчинены идее).
_ Приводите цитаты, но не увлекайтесь ими ( 2-3 выразительные цитаты).
_Не увеличивайте объём сочинения за счёт крупного, размашистого почерка.
_Важна общая грамотность( орфографическая, пунктуационная,речевая) , эрудиция,наблюдательность.
_В конце сочинения сделайте вывод (1-2 предложения ), в котором чётко и логично выражена ваша позиция .
_Рассчитайте время, чтобы хватило на проверку, редактирование и перенесение сочинения в тетрадь.
2. Расшифровка "информации текста". Типы проблем.
Проблема текста - это предмет
обсуждения,вопрос,над которым рассуждает автор.
Выявление и формулировка проблемы -
важнейший этап работы над сочинением.Вы будете работать
только с одной проблемой.
Типы проблем :
- философские ;
- социальные;
-политические;
- нравственные;
-экологические;
- эстетические.
Выявление проблемы - это всегда процесс обобщения.
Алгоритм выявления проблемы ;
1) Выявить
основную мысль текста.
2)Записать
её в виде законченного предложения.
3)Определить, на какой вопрос отвечает это предложение ?
4)Запишите
этот вопрос, который и является проблемой текста.
Обычно текст содержит 2-3 проблемы,
каждая из которых может стать основой сочинения.
Какую проблему выбрать ?
Выбор проблемы определяется ответами на два
вопроса :
-Какая проблема находится в центре внимания автора ?
- К
какой проблеме проще подобрать весомые аргументы?
Есть несколько способов формулирования
проблемы :
1.Сформулировать самостоятельно своими словами так :
ПРОБЛЕМА +существ. (
словосочетание) в Р.п.
Например : Автор поднимает проблему
долга.
2.Процитировать ( найти в тексте авторскую формулировку проблемы и оформить
цитатой)
3.Указать
номера предложений из текста .
Если в тексте есть
авторская формулировка, то можно указать номера предложений, в
которых
сформулирована эта проблема.
Запомните :
Проблема ( чего ?
) смысла жизни.
Вопрос ( о
чём ? ) о смысле жизни.
ЗАДАНИЯ:
1. Определить, к
какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия. (письменно)
1. В чём опасность политики национализма
?
А.
Философская
2. Можно ли избежать национальной
несправедливости ? Б. Политическая
3. В чём смысл человеческой жизни ?
В. Экологическая
4. Нужно ли заботиться об окружающих людях
?
Г. Нравственная
5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь
природы? Д .Социальная
2.Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста ( запишите).
Человек выделился как человек в процессе
познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее
существо.Познание доставляло подлинное удовлетворение.Именно удовлетворение,
наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть
приобщение к ней и к вечности.И потому, что познание происходит через
творчество, человек открывает новое,создаёт.Он творец, он создатель, он бог,
человечество было сформировано не императорами, жрецами,полководцами, а теми,
кто создал топор,колесо,самолет, кто нашел злаки ,следил за звездами, кто
открыл железо,полупроводники,радиоволны.
(Д.Гранин)
Ответьте на вопросы письменно :
1.Что такое гармония ?
2. Какова роль познания в процессе развития
человека и человечества ?
3. Каковы границы познания окружающего мира?
4.Каковы перспективы технического прогресса?
3.
Прочитайте текст. Укажите проблему ,которая не рассматривается автором.
У человека самая яркая пора - детство.
Всё,что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит
это золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания . Но какие сладкие , какие ненасытные, как они будоражат душу! Даже
невзгоды,перенесённые в детстве,не представляются потом ужасными , но
окрашиваются в смягчающий ,примиряющий свет.
(В.Солоухин)
1. Какова роль детства в жизни человека
?
2. Почему всё,что связано с детством,
представляется прекрасным?
3. Почему воспоминания детства всегда волнуют
нас?
4. Какое влияние на формирование личности
ребёнка оказывают родители ?
Запишите проблему и письменно ответьте на вопросы.
Комментарии
Отправить комментарий