05.10.2022 г. урок русского языка 5-Б класс
Здравствуйте, ребята! Продолжаем с вами работу по ознакомлению с типами речи: повествованием (рассказом).
Пятое октября
Классная работа
Тема. Развитие речи
Повествование как тип речи
Рассказ (практикум)
1. Каллиграфическая минутка
Рр ре ер ра ор рл ру рз рассказ автор развязка Русь Раиса
Разобрать слово рассказ по составу.
2. Выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова СЛЕДЫ
а) СледЫ - 2 слога ( сле-ды)
с - [ с ] - согл., глух., тв.
л - [ л' ] - согл., звонк., мягк.
е - [ и ] - гласн., безуд.
д - [ д ] - согл., зв., тв.
ы - [ ы ] - гласн., ударн.
___________
___________
5 б., 5 зв.
Ребята, в дальнейшем так мы будем выполнять фонетический разбор слов.
б) Разберите предложение по членам предложения. Надпишите части речи.
Весной в парках расцветают золотые одуванчики.
3. Повторение. Ответьте на вопросы устно.
- Сколько типов речи вы знаете?
- Что такое повествование? Какова его структура?
- Что такое описание?
- Что такое рассуждение?
4. Работа над темой урока.
Текст 1
Прочитайте текст. Выделите в нём начало и концовку. Озаглавьте его.
Кешка легко бежал по укатанной лыжне. Справа блестела синева реки. "Сейчас выйду на опушку", - подумал он.
И вдруг невдалеке за кустом мелькнули тени. Волки! Озноб прошёл по спине. Кешка с силой оттолкнулся палками. Выручайте, лыжи!
А звери приближались. Вскоре Кешка услышал за спиной рычание, короткие взвои. Впереди начинался уклон, лыжня сбегала к обрыву, потом огибала его.
"А что, если прыгнуть с обрыва?" - мелькнула отчаянная мысль. Ветер певуче засвистел в ушах. Секунду - и Кешка в воздухе! Упал в сугроб, быстро выбрался на дорогу и оглянулся. За тем обрывом, с которого он только что слетел, протяжно выли волки.
Запишем письменно композицию рассказа.
Кешка легко бежал по укатанной лыжне. (Начало)
И вдруг невдалеке за кустом мелькнули тени. Волки. (Завязка)
Вскоре Кешка услышал за спиной рычание. (Кульминация)
Секунда - и Кешка в воздухе! Упал в сугроб, выбрался на дорогу. (Развязка)
Текст 2
Два приятеля
Два приятеля шли по дороге. Выскочил медведь. Один опередил другого, влез на дерево и там спрятался. А другой упал наземь и притворился мёртвым. Медведь стал мордой обнюхивать его, а он перестал дышать. Говорят, мёртвых не трогает медведь. Как ушёл медведь, тот слез с дерева и спросил у товарища, что ему медведь на ухо говорил. "А он мне сказал, чтоб впредь не ходил в дорогу с такими друзьями, какие в опасности не остаются вместе с товарищами".
Ответить на вопросы.
- Почему автор так назвал рассказ?
- Почему заголовок играет большую роль в восприятии рассказа?
Текст 3
Чтение текста учителем (восприятие на слух учащимися).
Задания. Озаглавьте рассказ.
Определите части: начало, завязка, кульминация, развязка.
Какой из заголовков наиболее удачный из предложенных?
1) Друзья
2) Три грача
3) О доброте
4) Остановка в пути
5) Случай на дороге
Важное условие при составлении рассказа - последовательное изложение событий.
Д/з. Упр. 68. Прочитайте текст и разделите его на два текста. Озаглавьте первый текст и запишите его.
Комментарии
Отправить комментарий