05.10.2022 г. урок по литературе 7-А класс

  Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературы в режиме онлайн.

Пятое октября

Классная работа

Тема.                                А.С. Пушкин. "Повести Белкина"

                                       Повесть "Станционный смотритель"

                                              Драматизм судьбы героини. 

                        Столкновение в её сознании любви и дочернего долга

                                    Судьба Дуни и притча о блудном сыне

1. Проверка выполнения домашнего задания. Беседа по вопросам.

1) Кем является рассказчик в произведении «Станционный смотритель»? 

2) Кто такой Самсон Вырин ?

3) В какой город уехал Минский с Дуней? 

4) Какова судьба Самсона Вырина? 

5) Какую роль играет в повести сын пивовара? 

6) Кто такая Авдотья? 

7) Кто такой ротмистр Минский?

8) Каким образом Минский обманул Самсона Вырина?

9) Что дал Минский Вырину за Дуню?

10) Картины с каким сюжетом висели на стенах в доме Самсона Вырина? 

2. Работа над понятиями

В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Сегодня мы продолжаем работу над изучением прозаических произведений писателя и обратимся к повести «Станционный смотритель».

В своей повести Пушкин поднимает нравственную проблему об отношении отцов и детей.

Что такое проблема?

Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.

Что такое нравственность?

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным.

Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Что значит почитать родителей? (Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).

Над чем же вас заставила задуматься эта повесть? (Над проблемой отношений детей и родителей). Запишем это в тетрадь.

Следующая проблема - проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира, проблема «маленького» человека. (записать в тетрадь)

3.Самсон Вырин - главный герой повести

Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек. Таких людей Пушкин в своем произведении назвал «маленьким человеком».

- В каком значении употреблено «маленький человек»?

- Кто из героев повести является виновником страданий  Самсона Вырина?

- Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство?

- Как бы я поступил на месте смотрителя?

- Почему же Минский так поступил со смотрителем?

- Почему он не боится, что Самсон будет на него жаловаться?

- Что показал Пушкин во взаимоотношении Вырина и Минского? (Социальное неравенство, судьбу маленького человека)

Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек.

- О каком эпизоде идет речь? ( смятые ассигнации )

 - А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он маленький человек)

 А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Его  герой  — человек  обыкновенный, чиновник  низшего класса , сумевший  вызвать сочувствие читателя.

- Какие качества в характере Вырина вы бы отметили ? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Каков же Самсон Вырин? (Добрый, доверчивый, ранимый, любящий).

 - Что изменилось в этом портрете?

«…я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

-Чем вызваны были эти перемены? ( Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?

– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

– Почему его попытки не увенчались успехом?

(Бороться с Минским он не может).

– Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

– Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?

– Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

4. Судьба Дуни и притча о блудном сыне

Мы   все  время  говорим  о  Самсоне  Вырине,  но  героиней  повести  является  Дуня.  Составьте  портрет  Дуни. Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка?  В каких словах выражается это отношение?

- Как смотритель относится к дочке? (С любовью, гордится ей, говорит, что она похожа на покойницу мать).

В домике Самсона Вырина картинки на стенах изображавшие историю о блудном сыне. Мы свами читали притчу о блудном сыне, смотрели иллюстрацию.

- Что же такое притча? Давайте вспомним.

Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

 

Почему притча получила такое название? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

Значение слова блуждать – это значит сбиться с пути, а в переносном значении – потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, т.е. совершить ошибку.

Почему же в повести так подробно описаны картинки о беспокойном юноше, познавшем печаль и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. Давайте   сравним их путь к  раскаянию.

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью.

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

 5.  Н 5 Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,

 проезжая мимо.

  

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

- Похожи  ли  эти  истории? (И  да,  и  нет).

Жизнь  Выриных  —  это зеркальное  перевернутое  изображение  евангельского  сюжета.)  Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?

Почему?

Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки. 

5. Проблема ответственности за свои поступки

— Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин?

Проблему ответственности за свои поступки. Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

— Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

— Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.

6. Выводы

Итак, какие же  нравственные   проблемы поднимает автор в своём произведении?

Выводы:

1) о проблеме «маленького человека»;

2) о взаимоотношениях отцов и детей;

3) об ответственности за свои поступки;

4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

5) о счастье и любви…

Домашнее задание.

Подготовка к домашнему сочинению.

1.     Подобрать цитаты, раскрывающие характеристику Самсона Вырина (отметить в книге карандашом).

2.     Подготовить материал (черновик) для написания сочинения по теме:

- Самсон Вырин – «маленький человек».

- Проблема отцов и детей в повести «Станционный сморитель».

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс