05.10.2022 г. урок по литературе 7-А класс
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературы в режиме онлайн.
Пятое октября
Классная работа
Тема. А.С. Пушкин. "Повести Белкина"
Повесть "Станционный смотритель"
Драматизм судьбы героини.
Столкновение в её сознании любви и дочернего долга
Судьба Дуни и притча о блудном сыне
1. Проверка выполнения домашнего задания. Беседа по вопросам.
1) Кем является рассказчик в произведении «Станционный смотритель»?
2) Кто такой Самсон Вырин ?
3) В какой город уехал Минский с Дуней?
4) Какова судьба Самсона Вырина?
5) Какую роль играет в повести сын пивовара?
6) Кто такая Авдотья?
7) Кто такой ротмистр Минский?
8) Каким образом Минский обманул Самсона Вырина?
9) Что дал Минский Вырину за Дуню?
10) Картины с каким сюжетом висели на стенах в доме Самсона Вырина?
2. Работа над понятиями
В предыдущие
годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями.
Сегодня мы продолжаем работу над изучением прозаических произведений писателя и
обратимся к повести «Станционный смотритель».
В своей повести
Пушкин поднимает нравственную проблему об отношении отцов и детей.
Что такое проблема?
Проблема –
сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.
Что такое нравственность?
Сегодня на уроке
мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным.
Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих
поведение человека. Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2.
Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его
поступки, добрые или злые.
Что значит
почитать родителей? (Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками,
помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).
Над чем же вас
заставила задуматься эта повесть? (Над проблемой отношений детей и родителей).
Запишем это в тетрадь.
Следующая проблема - проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира, проблема «маленького» человека. (записать в тетрадь)
3.Самсон Вырин - главный герой повести
Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек. Таких людей Пушкин в своем произведении назвал «маленьким человеком».
- В каком
значении употреблено «маленький человек»?
- Кто из героев
повести является виновником страданий
Самсона Вырина?
- Как вы
думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство?
- Как бы я
поступил на месте смотрителя?
- Почему же
Минский так поступил со смотрителем?
- Почему он не
боится, что Самсон будет на него жаловаться?
- Что показал
Пушкин во взаимоотношении Вырина и Минского? (Социальное неравенство, судьбу маленького человека)
Но есть в тексте
эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в
нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек,
который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый
человек.
- О каком
эпизоде идет речь? ( смятые ассигнации )
- А почему все-таки возвращается за деньгами?
(Он маленький человек)
А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял
проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и
другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Его герой
— человек обыкновенный,
чиновник низшего класса , сумевший вызвать сочувствие читателя.
- Какие качества
в характере Вырина вы бы отметили ? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Каков
же Самсон Вырин? (Добрый, доверчивый, ранимый, любящий).
- Что изменилось в этом портрете?
«…я смотрел на
его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и
не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в
хилого старика».
-Чем вызваны
были эти перемены? ( Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда
она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек,
ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень
больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в
Дуне.)
– Но Вырин сам
отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?
– Пробовал ли
Вырин вернуть Дуню?
– Почему его
попытки не увенчались успехом?
(Бороться с
Минским он не может).
– Каким мы
представляем себе Вырина в этот момент?
– Почему Минский
считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?
– Почему Вырин
не пошел жаловаться на Минского?
4. Судьба Дуни и притча о блудном сыне
Мы все
время говорим о
Самсоне Вырине, но
героиней повести является
Дуня. Составьте портрет Дуни. Расскажите, какое впечатление
производит на гостя девушка? В каких
словах выражается это отношение?
- Как смотритель
относится к дочке? (С любовью, гордится ей, говорит, что она похожа на
покойницу мать).
В домике Самсона
Вырина картинки на стенах изображавшие историю о блудном сыне. Мы свами читали
притчу о блудном сыне, смотрели иллюстрацию.
- Что же такое
притча? Давайте вспомним.
Притча — маленькая нравоучительная история вроде
басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее
сам.
Почему притча
получила такое название? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к
лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола
“блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
Значение слова
блуждать – это значит сбиться с пути, а в переносном значении – потерять
нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, т.е.
совершить ошибку.
Почему же в
повести так подробно описаны картинки о беспокойном юноше, познавшем печаль и
вернувшемся к отцу после долгого скитания?
Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. Давайте сравним их путь к раскаянию.
Притча |
История Дуни |
1. Блудный сын добровольно уходит
из родного дома с благословлением отца. |
1. Дочь, возложив всю
ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и
благословления отца. |
2. Никто не ищет его. |
2. Не желает, чтобы ее нашли и не
подает о себе никакой информации |
3. Ведет разгульный образ жизни. |
3. Дуня живет в Петербурге в
роскоши и богатстве, становится матерью. |
4. Радостная встреча сына с отцом. |
4. Боится встречи, но потом Дуня,
уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу. |
5. Сын вернулся домой нищий и
голодный. Он раскаялся в содеянном. |
5. Н 5 Авдотья
Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. |
6. Произошло примирение с отцом и
покаяние блудного сына. |
6. Покаяние и примирение
невозможно из-за смерти отца. |
- Похожи ли
эти истории? (И да,
и нет).
Жизнь Выриных
— это зеркальное перевернутое
изображение евангельского сюжета.)
Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и
разбогатевшая?
Почему?
Блудный сын
вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела
попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с
чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на
кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку
серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться,
признавать свои ошибки.
5. Проблема ответственности за свои поступки
— Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин?
Проблему ответственности за свои поступки. Если человек
осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он
не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.
— Действительно
ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?
— Расставание
детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство
детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.
Разрушение
связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней
человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери
может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не
произошло?
Важно уметь говорить и показывать своим родителям,
что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им,
потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться.
Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите,
просите ли прощения.
6. Выводы
Итак, какие же нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении?
Выводы:
1) о проблеме «маленького человека»;
2) о взаимоотношениях отцов и детей;
3) об ответственности за свои поступки;
4) о муках совести, которые свидетельствуют о том,
что человек не погиб…;
5) о счастье и любви…
Домашнее задание.
Подготовка к
домашнему сочинению.
1.
Подобрать
цитаты, раскрывающие характеристику Самсона Вырина (отметить в книге
карандашом).
2.
Подготовить
материал (черновик) для написания сочинения по теме:
- Самсон Вырин –
«маленький человек».
- Проблема отцов
и детей в повести «Станционный сморитель».
Комментарии
Отправить комментарий