07 октября 2022 год ,урок русского языка 11 - Б класс
Здравствуйте, ребята ! Урок наш не состоялся, но я уверена, что вы готовы. Стихотворение нужно выучить наизусть. Всё - на "5", 3/4 -на "4", а половина на "3". Приготовьте тетради по русскому языку и литературе: 2 теста на листочках - по русскому языку и литературе; контрольное сочинение по литературе ( тоже на листочках ).
Ув. Коваленко Тимур ! Ты прости меня, но я ушла в понедельник с урока, так и не дождавшись , пока ты проснешься или вернёшься из командировки. Я поставила тебе Н - тебя на уроке не было. В следующий раз буду просить родителей твоих будить тебя и контролировать. Тимур ! Давай жить дружно ! Присутствие на уроках и ответы - ОБЯЗАТЕЛЬНЫ !
Ребята ! Мы встречаться на уроках онлайн будем 2 раза в неделю :
понедельник - русский язык, а четверг - литература.
Седьмое октября
Классная работа
Тема. " Я в мир пришёл , чтобы не соглашаться "
Жизнь и творческая судьба Максима Горького
I. Вступительная беседа.
– Какие воспоминания
остались у вас о детстве? Чего вспоминается больше, хорошего или плохого?
Очень сложной была
судьба этого писателя, трудным было детство, он, может быть, и псевдоним выбрал
в соответствии с этим.
Все чаще в нашей печати встречаются
слова: «трагедия Горького». При политическом режиме Сталина, когда писатель был
признан советским классиком, не только подорвали авторитет Горького в мире, но
и лишили его сочувствия многих любивших его раньше людей. «Кто утверждает, что
в судьбе Горького все законно, естественно и даже
прекрасно, – писал наиболее влиятельный в русской эмиграции критик Георгий
Адамович, – служит памяти его очень дурную службу».
II. Лекция.
16 (28) марта
«На высоком берегу реки
– зубчатые стены древнего Кремля, золотые кресты и купола многочисленных
церквей. Ниже, у воды – бесконечные склады,
амбары, пристани, магазины:
здесь каждое лето
шумела знаменитая русская ярмарка, где происходили гомерические кутежи и
делались миллионы, где
с длиннополыми сюртуками
русских купцов смешивались азиатские халаты. И, наконец, на
другом берегу – кусок Европы – лес
фабричных труб, огненные
жерла домен, железные
корпуса кораблей...
Этот
город, где жили рядом Россия XVI и XX века, – Нижний Новгород, родина Горького.
Река, на берегу которой он вырос, – это Волга, родившая легендарных русских
бунтарей Разина и Пугачева, Волга, о которой сложено столько песен русскими
бурлаками. Горький прежде всего связан с Волгой: его дед был здесь бурлаком».
1873–1878 гг. После
смерти отца живет с матерью в семье деда Василия Каширина,
владельца красильной мастерской.
По словам Е. Замятина, «Это был тип русского
американца, ... начавши жизнь бурлаком, он закончил ее владельцем трех
кирпичных фабрик и нескольких домов. В доме этого скупого старика проходит
детство Горького. Оно было очень коротким: в 8 лет мальчик был уже отдан в
подмастерье к сапожнику, он был
брошен в мутную
реку жизни, из которой ему представлялось выплывать как ему угодно.
Такова была система воспитания, выбранная его дедом».
1879–1884 гг. После смерти
матери дед отправляет Алешу «в люди». Е. Замятин писал об этом: «Самоучка,
за всю свою жизнь только полгода пробывший в начальной школе, Горький не
переставал учиться всю жизнь и знал очень много. И к тому, что он не знал, у
него было трогательное, какое-то детски почтительное отношение. Эту черту мне
приходилось наблюдать в нем много раз».
В
12 декабря
12 сентября
«...Романтический бродяга выпустил
книгу рассказов, – пишет о начале писательской деятельности
Горького Е. Замятин. – Пред изумленным читателем предстал не только до тех
пор неведомый мир «босяков», но и
целая система анархической
философии этих пасынков
общества. «Цеховой малярного цеха Алексей Пешков», как было записано в
паспорте, превратился в
Максима Горького. Он сразу стал одним из самых популярных писателей
в России, особенно в кругах молодежи и интеллигенции».
С
В
Как
мы потом жить будем?
Что
нам этот ужас принесет?
Что
теперь от ненависти к людям
Душу
мою спасет?
21 апреля в
газете «Новая жизнь» начинают появляться заметки из цикла «Несвоевременные
мысли», которые печатаются и в
1. Какие главные темы
ставит М. Горький в «Несвоевременных мыслях»?
2. Почему мысли Горького названы
«несвоевременными» в 1917–1918 гг. и в чем их нынешняя «своевременность»? ( ответить письменно )
О существовании
«Несвоевременных мыслей» разговоры ходили давно. Это были глухие разговоры о
том, что «пролетарский писатель» Максим Горький не принял Октябрьской
революции, не соглашался с политикой большевиков и резко осуждал лично Ленина.
К сожалению, нет подлинных
документов, например, о жизни Горького в СССР, когда он был фактически
изолирован от внешнего мира и даже в своих частых поездках по стране не мог
быть объективным наблюдателем того, что происходило на самом деле.
Да, он спорил с Лениным и
большевиками в 1917–1918 годах и позже, когда в 1922 году в письме к Ан. Франсу
писал: «Суд над эсерами носит цинический характер публичного подготовления
убийства людей, которые искренно были преданы делу освобождения русского
народа». Хотя до революции Горький помогал большевикам и своим творчеством, и
даже просто своими деньгами.
Ясно, что отъезд на Запад был
продиктован не только болезнью, а и невозможностью дальше сотрудничать с
большевиками в культурной области. Основной идеей писателя в это время
становится желание сохранить культуру России.
Этому подчинено создание
издательства «Всемирная литература» и статьи «Несвоевременные мысли». Нам это
сейчас трудно представить, но в
«Несвоевременные мысли» Горького –
это, прежде всего, резкий протест против небрежения культурными ценностями и,
самое главное, – теми людьми, которые создают эти ценности. Горький вышел из низов
и потому с особой болью реагировал на всякого рода дикость, грубость,
невежество. Он их как бы всей «кожей чувствовал».
И наоборот – даже самые слабые
ростки культуры, даже самые обычные проявления вежливости, порядочности
вызывали в нем ликование.
В повести Горького «Городок Окуров»
есть замечательная сцена, где словно предсказан характер революции в России.
Городовой говорит по поводу объявления в России «свободы»: «Теперь такое
начнется, – ух! Теперь каждый каждому все обиды напомнит!»
Не кажется ли вам, что это подходит
и к нынешней ситуации, когда объявление «свободы» оборачивается не культурными
задачами, а напоминанием всеми своих «обид» друг другу? А там, где начинается
напоминание «обид», городовому всегда будет работа!
Вот почему городовой в «Городке Окурове» был
спокоен. Он понимал, что объявлять «свободу» – еще не значит сделать всех
истинно свободными.
Вот и вторая тема «Несвоевременных
мыслей» Горького: культура и свобода. Для развития культуры свобода необходима
– но одной внешней свободы недостаточно. Ведь она может повернуться своей
страшной стороной: свободой грабить, воровать и убивать. Горький кричит об этой
опасности.
И
посмотрите вокруг себя:
разве его крик
не доносится до
наших дней?
«Грабят – изумительно, артистически;
нет сомнения, что об этом процессе самоограбления Руси история будет
рассказывать с величайшим пафосом».
И наконец – третья тема: русский
национальный характер в понимании Горького. Никто не написал о русском человеке
столько высоких слов, как Горький.
В цикле «По Руси», в «Заметках из
дневника» он показывает наш народ самым талантливым и способным к творчеству
народом на земле. Но в то же время он сказал о русском народе наиболее страшные
слова из всех, какие когда-либо произносились.
С точки зрения Горького,
талантливость народа часто оборачивается в зверствах. Гражданская война,
безусловно, давала примеры зверства, и не Горький придумал это.
И все-таки его речи о русском
характере нельзя принимать буквально. Жестокими были все мировые революции. Но
Горький судит свой народ и
судит его как
бы изнутри. Это
называется «национальной самокритикой».
В XIX веке такой «самокритикой»
занимались, например, Чаадаев, Грибоедов, Пушкин, Гоголь. Они не льстили своему
народу, писали о нем правду. Пушкин писал о зверствах казаков в «Капитанской
дочке», Гоголь подсмеивался над мужиками в «Мертвых душах».
Но «самокритика» Горького оказалась
страшнее, яростнее и оттого, может быть, – не совсем справедливой. Но и время
было другое. И характер писателя, недаром взявшего себе литературный псевдоним Максим
(«максимальный»), был другим.
Важно помнить, что «Несвоевременные
мысли» – не просто сборник публицистики, а страстные газетные отклики на
ежедневные события в стране.
Читая их, мы чувствуем дыхание того
времени, слышим крики и стоны той эпохи, времени, в которое нам едва ли надо
возвращаться, но которое нам нельзя забывать.
Вот одна из
статей, опубликованных в
газете «Новая жизнь»
№ 82 (297), 3 мая (20 апреля)
«На днях какие-то окаянные мудрецы
осудили семнадцатилетнего юношу на семнадцать лет общественных работ за то, что
этот юноша откровенно и честно заявил: «Я не признаю советской власти!»
Не говоря о том, что людей, которые
не признают авторитета власти комиссаров, найдется в России десятки миллионов и
что всех этих людей невозможно истребить, я нахожу полезным напомнить строгим,
но не умным судьям о том, откуда явился этот
честный юноша, столь нелепо-сурово
осужденный ими.
Этот юноша – плоть от плоти тех
прямодушных и бесстрашных людей, которые на протяжении десятилетий, живя в
атмосфере полицейского надзора, шпионства и предательства, неустанно разрушали
свинцовую тюрьму монархии, внося, с опасностью для свободы и жизни своей, в
темные массы рабочих и крестьян идеи свободы, права, социализма. Этот юноша –
духовный потомок людей, которые, будучи схвачены врагами и изнывая в тюрьмах,
отказывались на допросах разговаривать с жандармами из презрения к победившему
врагу.
Этот юноша воспитан высоким
примером тех лучших русских людей, которые сотнями и тысячами погибали в
ссылке, в тюрьмах, в каторге и на костях которых мы ныне собираемся строить
новую Россию.
Это – романтик, идеалист, которому
органически противна «реальная политика» насилия и обмана, политика фанатиков
догмы, окруженных – по их же сознанию – жуликами и шарлатанами.
Чтоб воспитать мужественного и
честного юношу в подлых условиях русской жизни, требовалась огромная затрата
духовных сил, почти целый век напряженной работы.
И вот теперь люди, ради свободы
которых совершалась эта работа, не понимая, что честный враг лучше подлого
друга, осудили мужественного юношу за то, что он, – как это и следует, – не
может и не хочет признавать власть, попирающую свободу. Есть очень умная басня
о свинье под дубом вековым, – может быть, премудрые судьи найдут время
прочитать ее? Им необходимо ознакомиться с моралью этой басни».
После прослушивания материала учащиеся выполняют
письменную работу (составляют ответы на предложенные в начале выступления
группы вопросы). Получившиеся ответы зачитываются и обсуждаются.
4 сентября
1918–1921 кроме литературной
работы активно занимается общественной деятельностью: читает лекции о культуре,
работает в «комиссии по улучшению быта ученых».
9 августа
9 мая
27 мая
20 июня после
траурного митинга урна с прахом писателя замурована в Кремлевской стене.
Так сложилась
судьба известного русского
писателя и общественного
деятеля М. Горького. Беседу
о нем закончим
словами Леонида Леонова:
«...По собственному
опыту известно нам, насколько необязательны для потомков дедовские кумиры и
привязанности. Но только всякий раз, оглянувшись на наш век с его незатухающим
заревом великих битв, эпохальных сожжений... на пути в землю обетованную, они среди
прочих исполинских теней... различат и характерную сутуловатую фигуру Максима
Горького... Из-под козырька прижатой ко лбу ладони, с той же неповторимой, чуть
иронической одобрительной улыбкой он будет испытующе всматриваться вослед им,
все вперед и дальше уходящим поколеньям, в которые он так верил – трибун, поэт, бунтарь, отец и наставник Человеков
на земле».
III. Просмотрите видеоурок по теме " Жизнь и творчество Максима
Горького" по ссылке : https://www.youtube.com/watch?v=W9ME-dJTlgs
Из материала видеоурока выписать библиографию Максима Горького.
Домашнее задание.
Прочитать рассказ Горького «Старуха
Изергиль», знать содержание.
Индивид.задание:
прочитать роман " Фома Гордеев"( к 13 октября)
Комментарии
Отправить комментарий