07 октября 2022 год ,урок русского языка 5 - Б класс
Здравствуйте, ребята ! Начинаем урок русского языка. Сегодня мы продолжим тему " Смысловой анализ текста" и выполним практическую работу по теме. Возможно вы не поняли, о чём шла речь на прошлом уроке, да и были не все, поэтому вы просмотрите видеоурок по этой теме внимательно прослушаете , и мы вместе практически проведём анализ текста.
Мы часто будем обращаться к анализу текстов, поэтому предложенный алгоритм анализа ( я дала его по плану, и то. что просмотрите в видеоуроке ) вы должны выучить пошагово наизусть, т. е. план разбора.
Седьмое октября
Классная работа
Тема. Смысловой анализ текста. Практикум
1. Каллиграфическая минутка
Рр ре ер ра ор рл рз ру рассказ автор развязка РУСЬ Ростов Раиса
Просмотрите внимательно видеоурок по теме : https://www.youtube.com/watch?v=6KtKIIXgtmE
2. Работа по теме урока :
Каждый автор, создавая текст, хотел бы, чтобы его понимали.А для того , чтобы стать вдумчивым читателем, нужно научиться понимать тексты, анализировать их.
Анализ текста - это ваши ответы на определённые вопросы.
1) Перечислю вопросы :
- О ком или о чём этот текст ?
- Как сформировать основную мысль ?
- Как можно озаглавить текст ?
- Сколько в тексте микротем ( частей ) ?
- Можно ли определить начало, основную часть. концовку ?
- Какие грамматические средства связи использованы в тексте ?
2) Повторение знаний о тексте и его признаках . Вспомним, о чём мы говорили несколько уроков подряд.
_ Что такое текст ?
_ Назовите основные признаки текста . Назовём их :
а) информативность ;
б) композиционная цельность ;
в) связность.
3) Для написания текста мы должны знать его строение ( композицию ).Что нужно знать ?
ВСТУПЛЕНИЕ ( завязка ) - подготовка к восприятию информации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ( развитие действия ) - сообщение о самом главном.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ( развязка ) - текст завершён . автор сказал всё. что хотел.
3. Работа над текстом и его анализ. Выполняем задания.
_ Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Однажды наш хомяк пропал.
Мы искали но везде : и под кроватью, и под столом. под тумбочкой, даже под холодильником посмотрели, но его нигде не было. Мы. конечно, очень забеспокоились. И вдруг отодвигаем маленький столик и видим : сидит наш хомяк, ест капустный лист ! И ни о чём не подозревает ! Умник ! Забрался под стол и обрадовался !
Потом мы стали держать своего хомяка в ящике, чтобы он никуда не убегал.
Давайте выполним анализ текста и запишем только анализ текста.
Поработаем по вопросам, я вам помогу выполнить задание.
4. Выделение основных частей рассказа.
- Можно озаглавить наш текст так . Запишите заглавие посредине :
Как у нас хомяк пропал
- Какова тема текста ? Это первое предложение.
"Однажды наш хомяк пропал !"
- Выделим основную часть.
"Умник ! Забрался под стол и обрадовался.2
- В тексте четыре микротемы. Первой микротемой и началом рассказа ( зачином ) является первое предложение. Запишем в тетрадь после заглавия с абзаца.
Однажды наш хомяк пропал !
Вторая микротема говорит о поисках хомяка. Находим второе предложение и записываем с абзаца:
Мы искали его везде : под кроватью. под большим столом, под тумбочкой, даже под холодильником, но его нигде не было.
Третья о том , как мы его нашли. Запишем с красной строки :
И вдруг отодвигаем маленький столик и видим : сидит наш хомяк, ест капустный лист.
Четвёртая микротема совпадает с концовкой рассказа и говорит о новом способе содержания хомяка. Запишите с красной строки :
Потом мы стали своего хомяка держать в ящике.
5. А сейчас мы запишем ключевые слова, которые помогают нам восстановить текст, последовательно излагая мысли. Запишите по образцу.
Ключевые слова : хомяк, пропал, искали, везде, забеспокоились, забрался под стол. держать в ящике.
- Теперь мы должны указать грамматическую связь предложений в тексте.
В тексте автор использует повторяющиеся слова ( повторы ). Это слова ХОМЯК, МЫ;
- однокоренные слова (ПОСМОТРЕЛИ - СМОТРИМ );
- местоимения - ХОМЯК - ЕГО - ОН ;
- наречия - ОДНАЖДЫ, ПОТОМ.
6. Прочитайте записанный вами текст вслух. Всё понятно ?
Дом. задание. § 5 , с. 10. Прочитайте вопросы под параграфом.
Спишите текст под номером 3, с. 11.
Комментарии
Отправить комментарий