10.10.2022 г. урок русского языка, 11-Б класс


Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

Десятое октября

Классная работа

Тема.                  Именительный и творительный падежи в сказуемом

1.     Словарная работа. Спишите словосочетания вставляя -н- и -нн-, выделите суффиксы.

Ледя..ая вода, ветря..ая мельница, масле..ый блин, полотня..ый костюм, студе..ый день, незва..ый гость, открове..ая неприязнь, привилегирова..ый класс, ветре..ый человек, выкача..ая вода, расклее..ые афиши, неслыха..ая дерзость, нежда..ый гость, свяще..ый долг, нереше..ая задача, прида..ое невесты, жаре..ые семечки, плавле..ый сыр,  засуше..ые грибы.

2. Исправьте стилистически предложения. Мотивируйте свою правку. Укажите возможные варианты:

1) Более восьмидесяти подростков и молодежи нашей школы учится на курсах при вузах и техникумах, свыше ста подростков посещают занятия в различных кружках.

2) Общество друзей музыки совместно с варшавской радиостанцией организовали передачу произведений современных композиторов.

3) Каждая ветка, каждый куст и каждая травинка прощаются со мной.

4) Художник с обступившими его учениками ходили по мастерской.

5) Пол-арбуза, как дети догадались, были отложены для них.

6) Выставка-просмотр декоративных тканей открыт ежедневно, кроме понедельника.

3. Повторение по теме «Главные члены предложения»

- Назовите основные типы сказуемых и способы их выражения.

Простое глагольное сказуемое обычно выражается спрягаемой формой глагола; составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и инфинитива. Вспомогательный глагол содержит грамматическое значение, а инфинитив выражает лексическое значение.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Лексическая часть выражается именной частью сказуемого. Глагол-связка может быть:

а) отвлеченной (полная потеря собственного лексического значения) - быть;

б) полуотвлеченной (частично сохраняет собственное лексическое значение) - стать, становиться, являться, казаться, считаться, представляться, оказаться и др.

4. - Часто в предложении допускаются ошибки, если в роли глаголов - связок используются слова: есть, быть, казаться, являться, становиться и др. Рассмотрим эти случаи на конкретных примерах.

Предложения – примеры запишите в тетрадь.

а) Летний дождик - одно только удовольствие. Квадрат есть равносторонний прямоугольник.

- Если в именном составном сказуемом связка отсутствует или если она выражена глаголом «есть», употребляется именительный падеж.

б) Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию... Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности.

- При глаголе быть, стоящем в прошедшем или будущем времени, чаще употребляется в именном составном сказуемом творительный падеж; именительный падеж характеризует постоянный признак. (Он был добрый малый...)

в) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

- При глаголах казаться, являться, становиться и др. в составном именном сказуемом употребляется творительный падеж.

5. Упражнения

1) Перепишите. Над составными именными сказуемыми надпишите падежи (И.п., Т.п.)

Борис был (высокий белокурый юн..ша) с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица. Николай был (невысокий курчавый молодой человек) с открытым выраже­нием лица.  Я был последовательно (офицер), (землемер), (грузчик арбу­зов), (подносчик кирпичей), (продавец в Москве).                                                   

2) Перестройте предложения, используя данные в скобках глаголы и заменяя выделенные слова сочетаниями не что иное (другое}, как, или не кто иной (другой), как. Предложения записывайте сразу в исправленном виде.

Образец. Звук  — это колебание воздуха (есть),— Звук есть не что иное, как колебание воздуха.

Вода — это простейшее соединение водорода и кислоро­да (представляет собой). 

Землетрясение — это результат внезапных изменений и разрывов в земной коре (является). )

Атмосфера — это газообразная оболочка Земли (есть).

 Мой сосед по купе — артист драматического театра (ока­зался)

 

Д/з. Спишите. Объясните употребление именительного или творительного падежа сказуемого. (Надпишите И.п. или Т.п.)

         Азамат был преупрямый мальчишка.  Дубровский сам был гвардейским офицером, он не позволит обидеть това­рища.  И вот она [муза] в саду моём явилась барышней уездной. Покупка Чичикова сделалась предметом раз­говоров.  Он (Алексей) явился перед ними мрач­ным и разочарованным. Смотрителем маяка был старый боцман парусного флота Майданов.  Был я в то время студентом в провинциальном университете. Отец Вареньки был очень красивый, статный; высокий и свежий старик.

Ребята !Тетради по русскому языку не успеваю проверить, поэтому заведите, пожалуйста, тетрадь № 2 и пишите в ней. В конце недели поменяем.

Тетради подпишите, оберните и не пользуйтесь корректором и ластиком !

 Ребята! На урок русского языка онлайн завтра возьмите двойной лист в линию, будем писать диктант. Подпишем на уроке. Не забудьте !

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс