11 октября 2022 год урок русского языка 7 -А класс
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы попробуем с вами разобраться, как создаётся текст публицистического стиля и пройдём эту работу пошагово.
Одиннадцатое октября
Классная работа
Тема. Развитие речи
Создание текста публицистического стиля: этапы обучения
Ребята !Способность составить грамотное речевое высказывание, как письменное, так и устное, является важнейшим коммуникативным умением и формируется эта способность, прежде всего, на уроках развития речи.
Сегодня мы познакомимся с особенностями публицистического стиля и созданием собственных текстов этой стилевой принадлежности. ….
Особое внимание следует уделить анализу образца публицистического стиля, которыми, несомненно, можно считать тексты Д.С.Лихачева. Обучение созданию публицистического текста невозможно без теоретических знаний о языковых средствах, характерных для этого стиля речи. Овладеть ими и увидеть на примере, какие особенности речи использовал автор, помогут справочные материалы.
1. Экспрессивные выражения - эмоционально окрашенные слова и словосочетания, которые помогают передать отношение говорящего или пишущего к предмету речи.
(С отчаянием смотрим мы, как уничтожаются леса, загрязняются реки, гибнет природа.)
2. Инверсия – стилистический прием, перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок построения выражения. (Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.)
3. Параллельный способ связи предложений в тексте - соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
4. Расчленение предложений (парцелляция) - стилистический прием, заключающийся в разделении одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы. (Он тоже пошел в магазин. Следом. Купить молока .)
2. Работа по вопросам .
1) Что такое публицистический стиль ?
2) Каковы его характерные признаки ?
3) Как овладеть публицистическим стилем речи ?
4) Где его можно использовать ?
5) Как создать текст публицистического стиля ?
Ребята, давайте ответим с вами на вопрос :
- Каким требованиям должен отвечать текст, предназначенный воздействовать на публику ?
3. Запишем в тетради .
Требования к публицистическому тексту :
Информативность, воздействие на слушателя(должно быть интересно читать), убедительность, актуальность, эмоциональность .
4. Работа с текстом Д.С.Лихачева «О хороших манерах»:
Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?
В основе всех хороших манер лежит одна забота - о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол- опять-таки, чтобы не мешать соседу. быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.
Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них - бережное отношение к людям, к природе.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв - автор многих статей данного стиля. Их заглавия открыто говорят об их содержании. Запишем названия некоторых, которые помогут вам определиться с выбором сочинения.
Д.С. Лихачёв - автор многих статей публицистического стиля : " В чём смысл жизни ", " О воспитанности", " Любите читать ", " Учитесь учиться ", " Опамяти ", " О русской природе "
Д.С.Лихачеву, пережившему блокаду, посвятившему всю жизнь русской культуре, конечно, было что сказать потомкам.
- А вам нужно уметь выражать свою позицию, обладать навыками владения публицистическим стилем?
- Почему? (Уметь высказать свою точку зрения, уметь убедить слушателей в ее правильности важно в любом возрасте).
- Подумайте, с чем вам хотелось бы обратиться к публике, к ребятам из класса, например, какие темы их волнуют. (Темы могут быть разнообразными: связанными с экологией, защитой животных, трудностями в общении со сверстниками, с конфликтными ситуациями с родителями и учителями, о судьбе России в современном мире, о патриотизме)
- Определите собственную тему или используйте заголовки из названия статей Д.С.Лихачёва.
По типу речи ваше будущее сочинение будет представлять собой рассуждение, и в рабочие материалы нужно включить авторскую позицию ( тезис ), аргументы, рабочее название.
Дом. задание Напишите небольшое сочинение - статью, пользуясь рекомендациями.Но свою первую статью напишите в ЧЕРНОВИКИ !!! В тетрадь писать не нужно !
Черновики вложите в тетради, я их буду проверять.
Комментарии
Отправить комментарий