25 октября 2022 год урок русского языка 5 - Б класс
Здравствуйте, ребята ! Продолжим знакомиться с орфоэпией , с правилом постановки ударения в словах, правильным произношением и фонетическим разбором слов.
Двадцать пятое октября
Классная работа
Тема. Орфоэпия
1. Каллиграфическая минутка.
Уу ус ту ау ум чу ча Ул успех турист аутотренинг сумма чужие Ульяна часто
2. Словарная работа
Запишите слова, поставьте в них ударение, произнесите вслух. Запомните .
ФенОмен , знАмение, досУг, каталОг, ходАтайство, обеспЕчение, донЕльзя, дремОта, украИнский, квартАл.
3. Работа с учебником , § 62, с. 143 - 144.
а) Сегодня мы поговорим об орфоэпии, о произносительных ( орфоэпических ) нормах.
Прочитайте правила и ответьте на вопросы:
- Что такое орфоэпия ?
- Что такое нормы ?
- С какими правилами , нормами мы уже знакомы ?
Кроме орфографических и пунктуационных правил есть ещё и произносительные, или орфоэпические нормы.
- Где отражены орфоэпические нормы ?
б) Работа с упражнением 317 ( устно ).
в) Прочитайте слова парами , запишите их :
СтрЕлки ( часов ) - стрелкИ ( военные ) ; гвОздики ( металлические стержни ) -гвоздИки ( цветы ).
Слова одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги.
Очень важно правильно ставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.
В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам
1) Словарь в учебнике " Произноси правильно " , с. 173, 174.
2 ) Орфоэпический словарь.
3) Школьный орфографический словарь.
4. Прочитайте слова, произнесите их правильно ( Устно )
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный. Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки.
В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков.
Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.
5. Правильно произнесите слова, запишите их, объясняя орфограммы.
1) Твердый согласный перед е :
1. Мастерская по пошиву одежды (А[тэ]лье.)
2. Раздел науки, изучающий звуки речи (Фо[нэ]тика.)
3. Широкая асфальтированная дорога (Шос[сэ].)
4. Знак препинания. (Ти[рэ])
5. Нижние места для зрителей в театре ( Пар[тэ]р)
2) Мягкий согласный перед е :
1. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)
2. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)
3. Название научного понятия. ( [Т'э]рмин)
Слова записывайте в строчку, ставя запятые.
6. Произнесите правильно выделенные слова
Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.
На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Мечта каждого – иметь персональный компьютер. Детектив исследовал место происшествия.
7.Упр. 317 ( устно ).
Дом. задание Упр.316, выучить правила, с. 144.
Комментарии
Отправить комментарий