28 октября 2022 год урок русского языка 7 - А класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Продолжим работу по ознакомлению с новой интересной частью речи - ПРИЧАСТИЕМ. 

Вы должны знать, что такое ПРИЧАСТИЕ и что такое ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ ?

Знать, когда причастный оборот выделяется запятыми, а когда - нет.

ЗАПОМНИТЕ !!!

Если причастный оборот стоит после определяемого слова , то он выделяется запятыми.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом , то он не выделяется запятыми.

Причастие отвечает на вопросы :Какой? какая? какое ? какие ? и можно подставить вопросы Что делающий ? Что делавший ?

Причастие образуется только от глаголов и бывают настоящего и прошедшего времени. Будущего времени у причастий нет !!!


                                                  Двадцать седьмого октября

                                                        Классная работа

Тема.                                             Развитие речи № 17

             Сочинение - описание картины с использованием причастий и причастных оборотов

       Подготовка к сочинению - описанию картины К.Е. Маковского " Дети, бегущие от грозы ".

  1.      - Мы с вами изучаем тему «Причастие» .

        - Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине замечательного русского художника            Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».

         - Мы с вами уже писали сочинение по картине. Вспомните : 

         - Каким типом речи пользуемся, когда работаем по картине? (описание ; отвечает на                         вопрос- какой? 

             На уроке постараемся обогатить речь образно-выразительными средствами,                              помогающими ярко описать картину; научимся вводить в речь слова и обороты, которые               уместно употреблять в работе по картине; научимся заботиться о младших.

        При написании сочинения мы будем использовать причастия и причастные обороты.

   2.      А сейчас мы узнаем , кто такой Константин Егорович Маковский.

                   - Константин Егорович Маковский родился в Москве 20 июня 1839 года в семье                 небогатого дворянина, который служил в дворцовой конторе. У маленького Кости были способности и в музыке, и в живописи, но все же его профессией стала живопись. Рисовать  он начал с четырех лет. Когда ребенок стал старше, отец взялся за обучение сына. В 12 лет Константин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Константин Егорович написал много картин с портретами известных людей, картины на исторические темы. Одной из любимых тем художника- это картины о детях.

     3.         Посмотрите видеоурок по теме и ответьте на поставленные вопросы : https://yandex.ru/video/preview/4884247263798013798 :

      4.  Работа над картиной К.Е.Маковского " Дети, бегущие от грозы ".

   - Рассмотрите репродукцию картину. 

    Чем интересно название картины?

   -  Свяжите с темой урока (в названии употреблен причастный оборот) 

 - Какое первое впечатление производит на вас картина? (и страх, и интерес: успеют ли дети добежать до дома до начала грозы; мальчик похож на испуганного зверька) 

- Какова композиция картины? ( на переднем плане - испуганные дети, на 2- вызывающая тяжелые впечатления природа, на заднем плане - небо, затянутое темными тучами)

 - Кто является героями картины? (девочка и ее младший брат) 

 - Как автор смог показать, что герои главные персонажи картины? (на картине они в центре. Для описания детей автор использует светлые тона красок)

 - Какие цвета преобладают? (краски темные, холодные: темно-синяя, темно-зеленая и светлые: через черные тучи еще проблескивает солнце, освещая поле) 

 - Какая деталь позволяет надеяться на то, что дети успеют добежать до дома? (полосы света, пробивающиеся через тучи, которые окрашивают поле в желтый цвет) 

 - Поговорим о детях. Что вы заметили? (они из небогатой семьи - одеты бедно, босиком. Не бросают, несмотря на страх, корзину, в которой грибы. Возможно, что это их ужин. Дети очень испуганны. Их жалко. Хочется им помочь) 

 - Как сестра заботится о младшем братике? (она не ведет его за руку, а несет, как бы тяжело ей не было)

 - Какая основная мысль этой картины? (не оставлять младших в беде).

       5. Словарно-стилистическая работа.

 - Какие средства изобразительности вы будете использовать при работе над картиной? (эпитеты, сравнения, олицетворения) 

    а) Приведите примеры (запись в тетради) 

  Эпитеты: хмурое небо, темные тучи - имена прилагательные 

  Сравнение: словно дикий зверек. 

  Олицетворения: тучи набегали, трава волновалась, прижималась к земле .

      б)  Запишите причастия, вставьте суффиксы.

   Приближа..аяся гроза.   Надвига..аяся туча . На потемне..ем небе .  Налете..ий ветер.  Бег..ие  дети.  Братик, обня..ий сестру . .Рожь, видне..уюся вдали.  Рожь, расстила..уюся ковром.

       6.Составление плана к сочинению. Работа в тетради .

 - Вы можете составить собственный план работы. Если подберете эпиграф , то  работа приобретет более элегантное оформление. Можете воспользоваться тем, который мы с вами составим сейчас.                                                          

                                                                  ПЛАН. 

 1.К.Е.Маковский - замечательный русский художник. 

 2. Описание картины:

 а) общее описание картины (описание на переднем и заднем плане картины) ;

 б) описание главных героев ;

 в) цвета .

 3. Настроение, которое вызывает картина.


Задание на дом :        Написать сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» 



Ребята ! Сочинение нужно будет написать на двойном листочке. Оформить так:

                                               Сочинение

                                        по русскому языку 

                                       ученика  7 - А класса

                                    Перевальской гимназии № 1

                                             Ф.И.  в  Р.п.


Раскрыть листок и слева с верхней строчки написать :

                                          Двадцать восьмое октября

                           Сочинение по картине К.Е.Маковского

                                     " Дети , бегущие от грозы ".

                                                   План

1. К.Е. Макоаский - замечательный русский художник.

2.Описание картины :

а) общее описание картины ( на переднем и заднем плане картины ) ;

б) описание главных героев ;

в) цветА.

3. Настроение , которое вызывает картина.


При написании сочинения используйте причастия и причастные обороты !!!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс