28 октября 2022 год урок русского языка 7 - А класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Продолжим работу по ознакомлению с новой интересной частью речи - ПРИЧАСТИЕМ.
Вы должны знать, что такое ПРИЧАСТИЕ и что такое ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ ?
Знать, когда причастный оборот выделяется запятыми, а когда - нет.
ЗАПОМНИТЕ !!!
Если причастный оборот стоит после определяемого слова , то он выделяется запятыми.
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом , то он не выделяется запятыми.
Причастие отвечает на вопросы :Какой? какая? какое ? какие ? и можно подставить вопросы Что делающий ? Что делавший ?
Причастие образуется только от глаголов и бывают настоящего и прошедшего времени. Будущего времени у причастий нет !!!
Двадцать седьмого октября
Классная работа
Тема. Развитие речи № 17
Сочинение - описание картины с использованием причастий и причастных оборотов
Подготовка к сочинению - описанию картины К.Е. Маковского " Дети, бегущие от грозы ".
1. - Мы с вами изучаем тему «Причастие» .
- Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине замечательного русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».
- Мы с вами уже писали сочинение по картине. Вспомните :
- Каким типом речи пользуемся, когда работаем по картине? (описание ; отвечает на вопрос- какой?
На уроке постараемся обогатить речь образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину; научимся вводить в речь слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по картине; научимся заботиться о младших.
При написании сочинения мы будем использовать причастия и причастные обороты.
2. А сейчас мы узнаем , кто такой Константин Егорович Маковский.
- Константин Егорович Маковский родился в Москве 20 июня 1839 года в семье небогатого дворянина, который служил в дворцовой конторе. У маленького Кости были способности и в музыке, и в живописи, но все же его профессией стала живопись. Рисовать он начал с четырех лет. Когда ребенок стал старше, отец взялся за обучение сына. В 12 лет Константин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Константин Егорович написал много картин с портретами известных людей, картины на исторические темы. Одной из любимых тем художника- это картины о детях.
3. Посмотрите видеоурок по теме и ответьте на поставленные вопросы : https://yandex.ru/video/preview/4884247263798013798 :
4. Работа над картиной К.Е.Маковского " Дети, бегущие от грозы ".
- Рассмотрите репродукцию картину.
Чем интересно название картины?
- Свяжите с темой урока (в названии употреблен причастный оборот)
- Какое первое впечатление производит на вас картина? (и страх, и интерес: успеют ли дети добежать до дома до начала грозы; мальчик похож на испуганного зверька)
- Какова композиция картины? ( на переднем плане - испуганные дети, на 2- вызывающая тяжелые впечатления природа, на заднем плане - небо, затянутое темными тучами)
- Кто является героями картины? (девочка и ее младший брат)
- Как автор смог показать, что герои главные персонажи картины? (на картине они в центре. Для описания детей автор использует светлые тона красок)
- Какие цвета преобладают? (краски темные, холодные: темно-синяя, темно-зеленая и светлые: через черные тучи еще проблескивает солнце, освещая поле)
- Какая деталь позволяет надеяться на то, что дети успеют добежать до дома? (полосы света, пробивающиеся через тучи, которые окрашивают поле в желтый цвет)
- Поговорим о детях. Что вы заметили? (они из небогатой семьи - одеты бедно, босиком. Не бросают, несмотря на страх, корзину, в которой грибы. Возможно, что это их ужин. Дети очень испуганны. Их жалко. Хочется им помочь)
- Как сестра заботится о младшем братике? (она не ведет его за руку, а несет, как бы тяжело ей не было)
- Какая основная мысль этой картины? (не оставлять младших в беде).
5. Словарно-стилистическая работа.
- Какие средства изобразительности вы будете использовать при работе над картиной? (эпитеты, сравнения, олицетворения)
а) Приведите примеры (запись в тетради)
Эпитеты: хмурое небо, темные тучи - имена прилагательные
Сравнение: словно дикий зверек.
Олицетворения: тучи набегали, трава волновалась, прижималась к земле .
б) Запишите причастия, вставьте суффиксы.
Приближа..аяся гроза. Надвига..аяся туча . На потемне..ем небе . Налете..ий ветер. Бег..ие дети. Братик, обня..ий сестру . .Рожь, видне..уюся вдали. Рожь, расстила..уюся ковром.
6.Составление плана к сочинению. Работа в тетради .
- Вы можете составить собственный план работы. Если подберете эпиграф , то работа приобретет более элегантное оформление. Можете воспользоваться тем, который мы с вами составим сейчас.
ПЛАН.
1.К.Е.Маковский - замечательный русский художник.
2. Описание картины:
а) общее описание картины (описание на переднем и заднем плане картины) ;
б) описание главных героев ;
в) цвета .
3. Настроение, которое вызывает картина.
Задание на дом : Написать сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Ребята ! Сочинение нужно будет написать на двойном листочке. Оформить так:
Сочинение
по русскому языку
ученика 7 - А класса
Перевальской гимназии № 1
Ф.И. в Р.п.
Раскрыть листок и слева с верхней строчки написать :
Двадцать восьмое октября
Сочинение по картине К.Е.Маковского
" Дети , бегущие от грозы ".
План
1. К.Е. Макоаский - замечательный русский художник.
2.Описание картины :
а) общее описание картины ( на переднем и заднем плане картины ) ;
б) описание главных героев ;
в) цветА.
3. Настроение , которое вызывает картина.
При написании сочинения используйте причастия и причастные обороты !!!
Комментарии
Отправить комментарий