20 октября 2022 год урок литературы 11 - Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы. Сегодня продолжим работу над изучением пьесы "На дне"
Двадцатое октября
Классная работа
Тема. М. Горький. Три правды в пьесе "На дне".
Спор о правде раскрывается прежде всего в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову ложь.
Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатине и мечте как образно-тематический стержень пьесы.
Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемоина. Именно
столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского
конфликта.
Оправданна ли ложь во спасение?
Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру.
Например,
после разговора с Луной Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа
отходит в лучший мир, и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и,
утешая их, часто говорит неправду, Актер верит выдуманным рассказам Луки о
лечебнице где лечат от алкоголизма Лука заставляет Поверить Наташу и Пепла в
возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью
к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это
будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека ,в возможность его воскрешения
при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда,
которой противостоит в пьесе Позиция Бубнова.
«А вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?». — говориТ Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него вранье. Он не понимает, зачем Луна обманывает обитателей ночлежки своими красивым историями, зачЕм жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.
В пьесе правда соотносится с верой; вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни.
Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука единственный ,кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя... коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь,., значит — была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле.
Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу.
Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлежки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что- то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова.
Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, застав их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина.
«Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» говорил Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки.
Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Человек — вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых.
«Ложь - религия рабов и хозяев... Правда — бог
свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На
дне».
Таким образом, истинной в пьесе «На дне», с авторской точки зрения, становится правда Сатина, а правда Луки оказывается лишь промежуточной ступенью к настоящей правде. Горький отвергает жестокую правду Бубнова, но он и не принимает утешительства Луки, основанного на жалости к людям. Человек должен поверить прежде всего в себя - вот основная идея пьесы «На дне».
В пьесе М.Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов – трагическое столкновение трех представлений о жизни.
Пьеса М.Горького «На дне» актуальна и в ХХI в., ее ставят на сценах, режиссеры и актеры ищут всё новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что в пьесе написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки и места, где доживают обреченные, сломанные жизнью люди; где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмет за руку и выведет из кошмара; где спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку – жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье… Об этом и пойдет разговор сегодня на уроке.
- Итак, какой философский вопрос волнует героев пьесы?
Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли человеку правда.
- Как вы считаете, какие вопросы мы будем рассматривать сегодня на уроке?
( что такое правда? Кто из героев задумывается над этим вопросом? Какие мысли о правде высказывают герои?)
- Как вы думаете, а услышим ли мы авторскую позицию?
- Как вы понимаете значение слова «правда»?
- Итак, правда бывает «частная», а бывает «мировоззренческая». «Частная» - это та, которую герои отстаивают для себя. Настя уверяет всех, и, прежде всего себя, в существование необыкновенной, светлой любви. Барон – в существование своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным после смерти жены: «Работы нет…силы нет! Вот – правда!. Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо…вот она правда!»
Мы сегодня поговорим о «мировоззренческой» правде. На предыдущем уроке вы получили задание представить героев пьесы Сатина, Луку, Бубнова .
1. Представление Бубнова.
- Кто такой Бубнов?
Чем он занимается?
- картузник, 45 лет. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент;
2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говорону, вруну, мошеннику;
3) промотавшемуся или проигравшему в карты ( метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге;
4) глупцу ( бубны в голове – без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение « забубенная головушка», то есть пропащий человек. Был скорняком, подкрашивал меха, руки были желтые от краски, имел свое заведение, но потерял все)
- Как он ведет себя?
-Как обращается с окружающими людьми? ( недоволен всем, презрительно обращается со всеми, смотрит угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в пьесе.)
«Правда» Бубнова
- В чем же правда Бубнова ? Запись в тетради:
Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом. «Правда факта»- вот правда героя)
2. Представление Луки.
- В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратитесь к истокам имени Лука.
- Какие значения оно может иметь?
( в имя своего героя Горький вложил сакральный смысл (имеющий отношение к Божественному, небесному, мистическому. Синонимы – священный, тайный, святой) смысл.
Лука – один из евангелистов, его имя означает «светлый», но в то же время ассоциируется со словом «лукавый». Известно выражение «От лукавого», что означает лишнее, ненужное, могущее принести вред.
По евангельской легенде, Иисус, запретив клясться небом, землёю, головою клянущегося, сказал: «Но да будет слово ваше: Да,да; нет, нет; а остальное все от лукавого».
Есть и другое выражение –не мудрствуя лукаво ( просто, естественным образом).
В словаре И.Даля «лукавый» - хитрый и умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный, злой дух: От лукавого вся неправда. Правдивому мужу лукавство не по нужу. Нашему Луке и черт с руки. )
- Что мы знаем о Луке?
- Найдите его реплики, в которых отражается его жизненная позиция.
( о себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок..» Жизненная позиция прослеживается по следующим репликам: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю»; «Где тут, милая, приспособиться мне»; «Спасибо, девушка! Старику – где тепло, там и родина…»; «Во что веришь, то и есть»)
- Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?
- Каким образом Лука действует на ночлежников?
( в каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.
Странник добр, мягок, милосерден к несчастным, он идет к жертвам жизни, к « униженным и оскорбленным», бескорыстно старается облегчить их страдания. Лука старается всех примирить и успокоить. Он поддерживает радужные иллюзии окружающих его людей:
- умирающей Анне он рисует ласковую смерть – утешительную, спокойную загробную жизнь;
- в Насте поддерживает веру в существование возлюбленного;
- вору Пеплу Лука внушает веру в счастливую, богатую, свободную страну – Сибирь;
- Актёру помогает поверить в бесплатную и прекрасную лечебницу, где его излечат от алкоголизма.
«Правда» Луки
- В чем же правда Луки?
Запись в тетради:
(Правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, дает им надежду)
Работа по вопросам.
- Как вы думаете, врал ли ночлежникам Лука?
Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры.
Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно, Сибирь – золотая сторона, а не только место ссылки и каторги. Насчет загробной жизни, которой он манит Анну, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. Лука убеждает Настю, он верит в ее чувства, в её любовь: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она! Была!». Он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви).
- Что же зритель видит на самом деле?
- Проследите судьбу героев в пьесе?
-Прослеживается ли авторская позиция в развитии сюжета?
(- умирает в муках Анна, моля Бога продлить её невыносимую жизнь на земле « хоть немножечко»;
- от снов о роковой судьбе освобождается Настя; она беснуется, неистовствует, готова свести счеты с жизнью;
- попадет за убийство Костылева на каторгу, в Сибирь, Васька Пепел;
- исчезает из ночлежки Наташа;
- кончает жизнь самоубийством Актер.
Каждый из последних актов заканчивается в финале чьей-нибудь смертью.
- Как вы считаете, в чем значение влияния Луки на ночлежников?
( предполагаемый ответ: все герои сходятся на том, что старик вселил в них надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих)
- Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой в обитателях ночлежки?
- В чем причина быстрого угасания веры?
(может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью предпринять что-либо с целью изменить эту реальность)
3. Представление Сатина.
- Обратитесь к истокам фамилии героя. Справка.
Сатин – от Сата, Сатя – сокращённые варианты имени Сатир ( в греческой мифологии Сатиры – боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино). Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» - Сатаной.
- Считаете ли вы оправданными такие подходы к фамилии героя? Обоснуйте свою точку зрения.
- Что мы узнали об этом человеке?
- Как он оказался в ночлежке?
- Как относится к труду?
( когда-то он служил на телеграфе, был образованным человеком, хотя глагол в прошедшем времени в здесь неуместен. Попал в тюрьму, так как заступился за честь своей сестры.
Любит произносить непонятные слова: органон – в переводе означает «орудие», «орган зрения», «разум»; сикамбр – древнегреческое племя, означает «темный человек». Это дает чувство превосходства над ночлежниками.
Отношение к труду звучит в следующем высказывании героя: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие – жизнь – хороша! Труд – обязанность, жизнь – рабство!»).
Работа с текстом пьесы «На дне» ( монолог Сатина).
- Выделите ключевые фразы из монолога героя, которые помогают раскрыть правду Сатина.
«Правда» Сатина.
- В чем же заключается понятие правды у этого героя? Запишите в тетрадь.
( у Сатина правда построена на уважении человека, с его точки жалость унижает человека).
Создание проблемной ситуации.
Итак, Лука считает, что человека надо жалеть, а Сатин считает, что человека надо уважать. Обратимся к словарю и посмотрим, какие значения несут эти слова.
- Как вы считаете, есть ли общее в значении этих слов, в чем разница?
Две точки зрения на образ Сатина.
- Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? А нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям? Как вы понимаете слова героя: « что такое человек?.. Это не ты, не я, не они …нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет …в одном»?
Нельзя не отметить, что на раннее творчество Горького весомое влияние оказала философия Ницше. (В кабинете писателя висел портрет философа)
В своих идеях Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека.
-Кто же он такой, этот «Сверхчеловек»? Личность неординарная, яркая, аристократ духа, жизнь для него – вечная борьба. Он создает собственную судьбу, не зависит от Бога. Следует гордо умереть, если нельзя дальше гордо жить. В письме к И.Репину 23 ноября 1899 г. Горький писал: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все! Он создал даже Бога!»
Итак, после ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он старая дрожжа, проквасил наших сожителей…Старик – не шарлатан!
Что такое правда? Человек – вот правда… Старик – умница! Он …подействовал на меня, как кислота на старую и грязную ложь Луки не устраивает Сатина: ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного века! «Правда» Сатина - в человеке: «Человек может верить и не верить…Это его дело! Человек свободен…он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда! Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень убедительно. Скорее эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.
Домашнее задание. Подготовиться к написанию сочинения в классе по творчеству М.Горькому.
Комментарии
Отправить комментарий