07 ноября 2022 год урок по литературе 7 - А класс

.  Здравствуйте, ребята ! Начинаем урок литературы. Но прежде мне хотелось бы вам напомнить, что на уроках литературы нужно работать . Не только читать , но и записывать сообщения, делать выписки, выполнять задания. В классной работе записываем не только дату проведения урока и вид классной работы, но и тему, и кратко излагаем то , о чём я пишу. 

Домашние задания выполнять обязательно и в срок. Контрольные работы выполнять нужно на листочках согласно требованиям к выполнению контрольных заданий !

Стихотворения нужно учить наизусть и сдавать вовремя !!!

Тетрадь по литературе вести обязательно, записывать все темы, когда уроки. Это понедельник и среда. По средам уроки онлайн, на которых я буду спрашивать домашние задания.

Просто так я не поставлю даже "3". В 1 четверти, кто не сдаст задолженность, получит "2".

Задолженность можно будет пересдать до 11 ноября !

Заведите тетради ( только в линию , 60 листов ) , подпишите и всё выполняйте ! 

Долги :  стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова ; рассказы о поэтах;сочинение по повести А.С. Пушкина " Станционный смотритель". Тема . Самсон Вырин - главный герой повести" ( по плану, который я давала ; объём сочинения " - 2 - 2,5 страницы).

 Сдайте контрольные работы по литературе : Голубенко Н., Копан П., Мазка Е., Мирошниченко Н. !


                                                        Седьмое ноября

                                                        Классная работа

Тема.                                    Николай Васильевич Гоголь

                                                           1809 г. - 1852 г.

           1. Страницы биографии писателя.

           2. Историческая основа повести Н.В. Гоголя " Тарас Бульба "

           3. Патриотический пафос.

           4. Семейство Тараса Бульбы.


_1. Н.В. Гоголь - один из ключевых фигур в литературном процессе первой половины ХIХ века, неповторимая индивидуальность.

Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен , поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о фенОмене Гоголя, загадке его искусства, тайне его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.

Гоголь, его творчество и судьба , его вера и идеалы - отнюдь не экспонаты из " исторического музея" русской литературы. Творчество Гоголя, воодушевлённого жаждой познания России и русского человека , - живое явление современности.Оно и сейчас вызывает столкновение мнений, споры, имеющие общественное и нравственное значение. Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему - " заколдованному месту " русской литературы - может постигнуть , только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги.

_2.Просмотрите видеоурок " Гоголь Н.В..Биография писателя " по ссылке : https://yandex.ru/video/preview/3524205959388717181

_3. Прочитайте статью " Николай Васильевич Гоголь" , с.167-168.

_4. Рассказ об исторической основе повести Н.В.Гоголя " Тарас Бульба ".

Вы, ребята. прочитали летом повесть" Тарас Бульба", но это было лишь началом знакомства с произведением и его знаменитым героем.

    В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм. Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу. Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

    Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин. Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.

     В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.

     Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь. Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы.

     Все дела Сечи решались на общем собрании — раде. Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья. Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков. 

     Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами — родственным русскому народом.

_5.Знакомство с героями повести. 

      Прочитайте  I  - II глАвы  повести , с. 170 - 188.

 _6.   Словарная работа . При чтении , ребята, смотрите объяснение незнакомых слов, бытовых реалий описываемой эпохи . ( они даны по текстом ).

_7.Давайте подумаем над вопросами :

   _  Что вы можете рассказать о семействе Тараса Бульбы ? Используйте подготовленные вами            цитаты, составьте небольшой рассказ ( устно ) .

  _ Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин ?

  _ В чём оно проявляется? В чём вы видите различие ?

  _ Найдите и отметьте в тексте фрагменты ( сделайте закладки ), где Тарас и другие запорожцы         рисуются как былинные богатыри, где подчёркивается их историческая принадлежность             своему времени и месту.

 _ Почему характеристика Тараса дана на фоне образа " бедной  старушки" ?

 _ Какие качества героя подчёркивает автор ?

 _Почему в описании Тараса Бульбы автор столь подробно рассказывает о причинах,                       породивших такую натуру ?


Домашнее задание.              1.   Написать страницы биографии Гоголя , используя материал                                                              видеоурока " Гоголь Н.В. Биография писателя ".

                                                2.  Прочитать 2 главы повести. с. 170 - 188, отметить фрагменты,                                                            рассказывающие о семействе Тараса Бульбы.

Посмотрите фильм по повести " Тарас Бульба "  по ссылке :https://www.ivi.ru/watch/2494

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс