21 ноября 2022 год урок русского языка 11 - Б класс

 Здравствуйте, ребята ! Начинаем урок русского языка, на котором познакомимся или вспомним , что такое приложение и как оно обособляется на письме.


                                                Двадцать первое ноября

                                                       Классная работа 

Тема.                                  Приложение и их обособление


1. Словарная работа. 

1). Терминологический диктант

-Какой термин соответствует следующему определению:
1) Это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? Чей? и обозначающий признак предмета. 
2) Это второстепенный член предложения, выраженный существительным, но отвечающий на вопросы какой? какая? 
3) Это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и другие, и отвечающий на вопросы где? Куда? Когда? Зачем? Откуда? 
4)Это второстепенный член предложения, имеющий дополнительное значение , отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Что характерно с точки зрения синтаксиса для этих второстепенных членов?
       
Запишите слова - ответы в строчку. В конце поставьте точку.

2).Синтаксический разбор предложения . Определите члены предложения и надпишите части речи.

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.

2. Повторение сведений о приложении.                  

    - Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений.

    - Какие особенности обособления приложений вам известны?

    - Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

3. Работа с таблицей. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод, когда обособляются, а когда не обособляются приложения. ( Устно )

Таблица «Знаки препинания при обособленных приложениях »

Обособляются

Не обособляются

1.Приложения, которые относятся к личному местоимению.Человек дела, он всегда дорожил времен

Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».

Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.

2. Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.

Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем.

Приложения, стоящие перед определяемым словом

3. Согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного собственного.

Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель.

4. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области.

. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр.

Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.

Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова длительной паузой, например: Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков.

4. Упражнения.

1. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).

  1. Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
  2. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
  3. Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
  4. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.

Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?

2. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?    А в  каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?     Спишите предложения и поставьте знаки препинания:

  1. Мальчик пастух заиграл на жалейке.
  2. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.
  3. Течёт Волга река почти через всю страну.
  4. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.
  5. Этим летом я поехал в Тарусу тихий городок на Оке.
  6. На собрании присутствовал почётный гость  знатный купец Прохор.
  7. Остров затянулся туманом серой неподвижной мглой.
Домашнее задание.              Выполнить письменно.

              1. Работа с текстом.

 Спишите, выделите орфограммы, графически выделите обособленные и необособленные определения.

Стояла безлунная звездная ночь ранней южной осени. Прекрасна и таинственна была эта ночь. Не (большая) затене…ая рощей река чуть (чуть) светлела и бесшумно катились ее прохладные чистые не (встречающие) пр…град воды. Едва заметно шевелился низкорослый густой кустарник подступавший здесь к самому берегу.


              2.  Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 1. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

2. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

3. Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс