22 ноября 2022 год урок русского языка 5 - Б класс

 Здравствуйте, ребята ! Сегодня вы будете самостоятельно работать, а я только немного помогу.

Мы изучаем раздел о языке, который называется ЛЕКСИКОЛОГИЕЙ.

Лексика - это все слова  ( или словарный запас ) русского языка. Каждое из них имеет разряды : синонимы , антонимы, омонимы, паронимы, однозначные и др. Сегодня мы научимся выполнять лексический разбор слов.


                                                    Двадцать второе ноября

                                                             Классная работа

Тема.                                         Лексический анализ слова


1. Повторение. " Умеем ли мы переносить слова с одной строки на другую ?" Запишите.

Слад - кая, меч - та, шос - се , по - двинул, пень - ки, на - раво , воро - бьёв.

2. Запишите и  разберите слова по составу ( морфемный разбор ).

Читает, справа, рожь, позёмка, расписались.

                Запомните : если слово - это наречие, то у него нет и не может быть окончания !!! Оно не изменяется. Всё слово - это основа;

                                      если в слове есть частицы СЯ или СЬ, то это ПОСТСУФФИКСЫ, потому что они пишутся после окончаний. Значит в таком слове сначала окончание, а потом суффикс -СЯ или -СЬ .

3. Словарная работа.  Говорите правильно !Прочитайте слово, произнесите его правильно,                запишите и поставьте ударение.

КашнЕ , квартАл, киломЕтр , класть - кладУ.

4. Работа над лексическим анализом слова.

      Мы с вами, ребята, умеем выполнять различные разборы : фонетический, морфемный, синтаксический и другие.

       Сегодня мы познакомимся с лексическим анализом слова и научимся его выполнять.

Лексический анализ слова — подробная характеристика словесной единицы с указанием ее смыслового значения, происхождения, наличия синонимов, антонимов, омонимов в языковой среде, определения сферы употребления и фразеологических связей.

 Давайте познакомимся с планом лексического анализа ( разбора ) слова. Прочитайте :

                                                        

План лексического анализа (разбора)

  1. Указать слово.
  2. Определить, однозначное или многозначное слово. Объяснить его лексическое значение.
    Если слово многозначное, указать, в каком значении (прямом или переносном) оно употреблено. Дать толкование (с примерами) всех значений этого слова.
  3. Если слово имеет синонимы, антонимы, омонимы, то назвать их.
  4. Охарактеризовать слово с точки зрения сферы употребления: общеупотребительное или ограниченного употребления (диалектное, профессиональное, жаргонное), устаревшее или неологизм, является ли слово частью какого-либо фразеологизма.

 

Давайте теперь вместе выполним лексический анализ слов.


Материалы для правильного анализа слова

Для лексического анализа слова необходимо повторить темы  §§ учебника !!!

5. Упражнения. Выполним письменный анализ слова . Запишите в тетради :

  Закружилась листва золотая

  В розоватой воде на пруду…

  1. Золотая.
  2. Многозначное. Употреблено в переносном значении: золотая (листва) — «по цвету похожа на золото».
    Значения слова золотой:
    • Сделанный из золота. Золотая брошь.
    • Устар., перенос., нейтрал.

      1. Золотая.
      2. Многозначное. Употреблено в переносном значении: золотая (листва) — «по цвету похожа на золото».
        Значения слова золотой:Сделанный из золота. Золотая брошь
      3. Устар., переносное.
      1. Синонимы:жёлтый, золотистый. Антонимдешёвый.
      2. Общеупотребительное слово. Используется во фразеологизмах: сулить золотые горы, золотое время, золотой человек. 
      3. Общеупотребительное слово. Используется во фразеологизмах: сулить золотые горы, золотое время, золотой человек, золотые руки, золотая жила, золотой телец, золотая молодежь
      4. Дом. задание                                 Упр.365 , списать, выполнить задания

                                      

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс