22 ноября 2022 год урок русского языка 5 - Б класс
Здравствуйте, ребята ! Сегодня вы будете самостоятельно работать, а я только немного помогу.
Мы изучаем раздел о языке, который называется ЛЕКСИКОЛОГИЕЙ.
Лексика - это все слова ( или словарный запас ) русского языка. Каждое из них имеет разряды : синонимы , антонимы, омонимы, паронимы, однозначные и др. Сегодня мы научимся выполнять лексический разбор слов.
Двадцать второе ноября
Классная работа
Тема. Лексический анализ слова
1. Повторение. " Умеем ли мы переносить слова с одной строки на другую ?" Запишите.
Слад - кая, меч - та, шос - се , по - двинул, пень - ки, на - раво , воро - бьёв.
2. Запишите и разберите слова по составу ( морфемный разбор ).
Читает, справа, рожь, позёмка, расписались.
Запомните : если слово - это наречие, то у него нет и не может быть окончания !!! Оно не изменяется. Всё слово - это основа;
если в слове есть частицы СЯ или СЬ, то это ПОСТСУФФИКСЫ, потому что они пишутся после окончаний. Значит в таком слове сначала окончание, а потом суффикс -СЯ или -СЬ .
3. Словарная работа. Говорите правильно !Прочитайте слово, произнесите его правильно, запишите и поставьте ударение.
КашнЕ , квартАл, киломЕтр , класть - кладУ.
4. Работа над лексическим анализом слова.
Мы с вами, ребята, умеем выполнять различные разборы : фонетический, морфемный, синтаксический и другие.
Сегодня мы познакомимся с лексическим анализом слова и научимся его выполнять.
Лексический анализ слова — подробная характеристика словесной единицы с указанием ее смыслового значения, происхождения, наличия синонимов, антонимов, омонимов в языковой среде, определения сферы употребления и фразеологических связей.
План лексического анализа (разбора)
- Указать слово.
- Определить, однозначное или многозначное слово. Объяснить его лексическое значение.
Если слово многозначное, указать, в каком значении (прямом или переносном) оно употреблено. Дать толкование (с примерами) всех значений этого слова. - Если слово имеет синонимы, антонимы, омонимы, то назвать их.
- Охарактеризовать слово с точки зрения сферы употребления: общеупотребительное или ограниченного употребления (диалектное, профессиональное, жаргонное), устаревшее или неологизм, является ли слово частью какого-либо фразеологизма.
Давайте теперь вместе выполним лексический анализ слов.
Материалы для правильного анализа слова
Для лексического анализа слова необходимо повторить темы §§ учебника !!!
- Однозначные и многозначные слова. Тема включает прямое и переносное значение многозначных слов.
- Синонимы, антонимы, омонимы
- Лексика ограниченного употребления
- Устаревшие слова. Неологизмы
- Фразеологические обороты (фразеологизмы)
В розоватой воде на пруду…
- Золотая.
- Многозначное. Употреблено в переносном значении: золотая (листва) — «по цвету похожа на золото».
Значения слова золотой:
- Сделанный из золота. Золотая брошь.
- Устар., перенос., нейтрал.
- Золотая.
- Многозначное. Употреблено в переносном значении: золотая (листва) — «по цвету похожа на золото».
Значения слова золотой:Сделанный из золота. Золотая брошь - Устар., переносное.
- Синонимы:жёлтый, золотистый. Антоним: дешёвый.
- Общеупотребительное слово. Используется во фразеологизмах: сулить золотые горы, золотое время, золотой человек.
- Общеупотребительное слово. Используется во фразеологизмах: сулить золотые горы, золотое время, золотой человек, золотые руки, золотая жила, золотой телец, золотая молодежь
- Дом. задание Упр.365 , списать, выполнить задания
Комментарии
Отправить комментарий