23.11.2022 г. урок по литературе 11-Б класс

     Здравствуйте, ребята! Продолжаем знакомство с творчеством поэтов Серебряного века.

Двадцать третье ноября

Классная работа

Тема.                                                   Анна Андреевна Ахматова

                                                                           (1889-1966)

1. Психологическая глубина и яркость любовной лирики Ахматовой.

2. Тема творчества и размышления о месте художника "большой" истории.

3. Стихотворения "Песня последней встречи", "Мне ни к чему одические оды" (наизусть), "Сжала руки под тёмной вуалью...", "Я научилась просто, мудро жить...", "Молитва", "Когда в тоске самоубийства...", "Высокомерьем дух твой помрачён...", "Мужество", "Родная земля" (наизусть).

I

      А.А. Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтения отдавалось её ранней лирике. Но в рамках этого урока мы будем говорить именно о раннем творчестве Ахматовой. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

    Родилась под Одессой. Годовалым ребёнком была переведена на север - в Царское Село. Там она прожила до 16 лет. Её первое воспоминания - царскосельские, которые вошли, впоследствии, в "Царскосельскую оду". Каждое лето проводила под Севастополем и там подружилась с морем. Сильное впечатление этих лет - древний Херсонес.

    Читать Ахматова училась по азбуке Л.Н.Толстого. В 5 лет слушая, как учительница занимается со старшими детьми, она научилась говорить по-французски.

    Первое стихотворение написала в 11 лет. 

    Училась в Царскосельской женской гимназии, на Высших историко-литературных курсах в Петербурге.

    В 1910 г. начался кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие - в акмеизм, куда пошла и Ахматова.

    1912 г. - первый сборник стихов "Вечер" (300 экз.).

    1914 г. - вторая книга "Четки".

    1917 г. - сборник стихотворений "Белая стая"

    После Октябрьской революции работала в библиотеке "Агрономического института". Выходят новые сборники: 1921 г. - "Подорожник", 1922 г. - книга "Anno Domini".

    С середины 20-х годов новые стихи Ахматовой почти перестали печатать, а старые - перепечатывались.

    В послевоенные годы много переводила. В 1962 г. закончила "Поэму без героя", которую писала 22 года.

    Всю жизнь Анна Ахматова не переставала писать стихи. Как писала она: "Для меня в них - связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных". 

   Славу Ахматовой принесли уже первые сборники стихов. Лирика молодой Ахматовой получила признание на "башне" Вячеслава Иванова. В предисловии к первому лирическому сборнику Кузмин писал о её способности "понимать и любить вещи... в их непонятной связи с переживаемыми минутами", причём "вещи" высвечены с точностью и обостренностью "предсмертного" видения. Из первой тетради 1909 г. в одном из стихотворений ничего не сказано о душевном состоянии, только "сердце пополам". Остальное чудесным образом понятно без объяснений. Обыденные детали становятся значимыми. Звонкий слог, лёгкий ритм, простая лексика оттеняют, заговаривают горе, первое слово и последняя строка, как будто закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаяние.

    Ахматова - признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, её увлечений, страстей, переживаний. В лирике Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Содержание жизни героини - любовь, все её оттенки от предчувствия любви до "страсти, раскалённой до бела".

    Вершина любовной лирики Ахматовой - в её стихах, посвящённых Борису Анрепу. В них она следует пушкинской традиции. Глубокое, сильное, но безответное чувство раскрывает духовную высоту и благородство лирической героини.

    Второй сборник "Четки" (1914 г.) укрепил успех Ахматовской поэзии. Здесь "роман" развевается, часто переплетаясь с урбанистической темой. Героем лирики Ахматовой становится Петербург, "город, горькой любовью любимый". 

    Просмотрите видеоурок по ссылке https://youtu.be/KavKhdlj0xs и внесите дополнения к своему конспекту.

II

    Подготовить сообщение на тему: "Тема творчества и размышления о месте художника "большой" истории" (второй вопрос плана).

III

    Чтение и анализ стихотворений (по плану).

Домашнее задание. Выучить одно из двух предложенных стихотворений наизусть.


    

    




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс