28.11.2022 г. урок русского языка 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.
Двадцать восьмое ноября
Классная работа
Тема. Обособленные дополнения.
Уточняющие члены предложения
1. Словарная работа
Произнесите слова, запишите их и поставьте ударение.
Щавель, апостроф, языковые средства, договор, кремы, жалюзи, ломоть, зевота, ломота, дремота, каталог, кухонная, домовая кухня.
2. Выполните фонетический разбор слова Щавель.
3. Просмотрите видеоурок по теме "Обособленные дополнения" https://youtu.be/CvRNJZUipnE
Выпишите из видеоурока примеры предложений с обособленными дополнениями. Дополнения выделите.
4. Работа с уточняющими членами предложения.
- Часто и в устной ,и в письменной речи нужны уточнения, конкретизация сообщений. С этой целью применяются уточняющие члены предложения. На письме они обособляются, в речи - выделяются интонацией.
1) Обособляются любые члены предложения, если они служат для пояснения, уточнения, конкретизации. Запишите.
Начальник отряда, высокий пожилой человек, предложил нам отдохнуть.
Он был молод, не старше двадцати лет.
Весь день Анна провела дома, то есть у Облонских.
Всю четвертую, последнюю, ночь слева и справа гремела отчаянная канонада.
2) Двумя запятыми выделяется уточняющее слово с союзом ИЛИ. Поясняющий союз ИЛИ нельзя путать с разделительным союзом ИЛИ.
В предложении с разделительным союзом сообщается о каком либо выборе, а с уточняющим, поясняющим - конкретизируется какое либо значение. речь о выборе не идёт.
По снежным просторам Заполярья люди приспособились ездить на оленях или на собаках. (Есть выбор, значит разделительный союз ИЛИ)
В любой школе есть модель земного шара, или глобус. (Союз уточняющий: модель земного шара и есть глобус)
3) Часто обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением.
За исключением нескольких человек, все были в сборе.
Кроме меня, в классе никого не было.
Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
5. Самодиктант. Списать предложения. Расставьте знаки препинания.
Вулкан дремавший несколько столетий пробудился. Земля начала мелко подрагивать словно волнуясь. Мы встретимся с вами в ближайшее время например завтра. Эти яркие цветы называют календулой или ноготками. Внизу сновали машины как быстрые разноцветные жуки. Полученный ответ рассматривался как согласие.
Домашнее задание. Упр.359, повт. правописание не и ни, с.244
Ребята ! Выставляю оценки в бумажный журнал , времени больше нет, поэтому пишу должников :
Русский язык
Нужно сдать работы за 17, 24 и 31 октября : Валяев, Коваленко, Леонидов, Мудракова,Петрушенко, Путилова.
Нет проверочных работ, т.е. контрольных за 7 ноября ( выполнять на листочках ) :
Алексеев , Валяев, Коваленко, Леонидов, Мудракова, Нефёдова.
Литература
Нет контрольных сочинений по творчеству М.Горького :
Валяев, Коваленко, Леонидов, Мудракова, Петрушенко.
Срочно сдать тесты по творчеству А.Блока ( итоговые ) :Бруева, Валяев, Коваленко, Кравченко, Комаш, Леонидов, Лынь, Мудракова ,Нефёдова, Петрушенко ,Пивоварова, Чиркин. Сдать долги до среды.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ! Завтра , 28 октября в 14 часов СЕМИНАР и СДАЧА СТИХОТВОРЕНИЙ.
Комментарии
Отправить комментарий