05.12.2022 г.урок русского языка 11-Б класс
Здравствуйте, ребята!
Пятое декабря
Классная работа
Тема. Пунктуация при обращении
1. Беседа по вопросам. Повторение.
Вспомните всё, что знаете об обращении. Приготовьтесь ответить на вопросы вслух.
- Что называется обращением?
- Какую форму имеет обращение?
- Какое место в предложении занимает обращение?
- С какой интонацией произносится обращение?
- Каковы функции обращения?
- В чём особенность употребления обращения поэтической речи?
- Как называются знаки при обращении?
- Что общего между вводными словами и обращениями?
2. Работа над темой урока.
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
Обращение имеет форму именительного падежа.
Одиночные обращения могут быть выражены существительными или другими частями речи в роли существительного.
Распространённые - словосочетанием с главным словом - существительным.
Обращение не входит в структуру предложения, т.е. не является его членом.
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Предложения с обращениями имеют специфическую, звательную интонацию. Обращение употребляется, прежде всего, в устной речи.
Знаки препинания при обращении - выделительные( запятые и восклицательный знаки).
3. Работа с таблицей (устно).
Запятая при обращении
| Простите, мирные долины, (А. Пушкин) | |||
3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. | Опять я ваш, о юные друзья. (А. Пушкин) (Н. Некрасов) | |||
4. Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются. | Здравствуй, солнце да утро весёлое! (И. Никитин) | |||
5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится. | Петька, да Петька же, куда ты запропастился? |
4. Упражнения.
Ребята, весна знаменуется не только пробуждением природы, но и пробуждением чувств. Предлагаю вам прочитать письмо, написанное В. Маяковским своей возлюбленной Л. Брик.
<Апрель 1918 г. Москва — Петроград>
Дорогой, но едва ли милый ко мне Лилик!
Отчего ты не пишешь мне ни слова? Я послал тебе три письма и в ответ ни строчки.
Неужели шестьсот верст такая сильная штука?
Не надо этого, детанька. Тебе не к лицу!
Напиши, пожалуйста, я каждый день встаю с тоской: «Что Лиля?»
Не забывай, солнышко мое милое и теплое, что кроме тебя мне ничего не нужно и не интересно.
Люблю тебя.
Задание: Найдите в письме обращения.
1) Дорогой, но едва ли милый ко мне Лилик!
2) Детанька
3) Солнышко мое милое и теплое
Ребята, вы обратили внимание, что обращения могут состоять не из одного слова, а из нескольких слов. Такие обращения называются «распространенными».
А вы давно писали кому-то письма? Предлагаю вспомнить этот эпистолярный жанр и написать небольшое письмо, состоящее из 5 предложений. В письме вы должны использовать обращения. Адресатом письма будет ваш сосед по парте.
Не путайте паронимы адресат и адресант (5 задание ЕГЭ. Употребление паронимов).
Словарная работа
Адресат – человек, которому адресовано письмо.
Адресант – человек, который написал письмо.
Эпистолярный- имеющий форму письма, переписки.
Задание будет разноуровневым. Вы можете написать письмо по предложенному шаблону (базовый уровень) или написать письмо самостоятельно (повышенный уровень).
Шаблон:
Привет, … Хочу рассказать тебе одну историю, которая приключилась со мной совсем недавно… Что у тебя случилось интересного? А помнишь, как мы с тобой…
До свидания, … ! Пиши мне чаще.
Ребята, в тестах ЕГЭ встречается задание, связанное со знаками препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. задание В этом задании вам могут встретиться обращения и вводные слова. Я предлагаю вам выполнить пе задания. ( письменно ).
Итак, вам необходимо расставить все недостающие знаки препинания: указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Милые берёзовые (1) чащи!
Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
(С. А. Есенин)
Бабушка(1)и (2)дедушка (3) я скоро приеду.
Дай (1) Джим (2) на счастье (3)лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай(4) Джим(5)на счастье (6)лапу мне.
Пожалуйста(7) голубчик(8) не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь(9) ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь (10)ты, что жить на свете стоит.
(Сергей Есенин)
Домашнее задание. Найти в стихотворениях поэтов Серебряного века 10 предложений с обращениями.
Комментарии
Отправить комментарий