09.12.2022 г. урок по литературе 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Девятое декабря
Классная работа
Тема. Тема Родины, "собирание" России в произведениях разных лет" М.И. Цветаевой
-Я полагаю, что невозможно не заметить то, что у лирики Цветаевой на тему любви к Родине есть и другая сторона – истинно патриотическая, воспевающая силу и мужество русских людей. К примеру, стихотворение «Не умрёшь, народ!», наполненное энергией и мощью, способно оказать действительно сильную поддержку в непростой жизненной ситуации. Лаконичное, но очень меткое, произведение помогает воспрянуть духом, а чёткие сравнения, которые использует Марина Ивановна («чистый, как хрусталь», «жаркий, как гранат»), позволяют лучше и полнее прочувствовать настроение Цветаевой во время написания данного стихотворения.
Произведения Марины Цветаевой о Родине очень разные. Каждое из них хранит в себе особое чувство, которое хорошо знакомо каждому из нас – это может быть и одиночество, и гордость за свою страну, и ностальгия, и сожаление о прошлом, которое уже не вернётся. Стихотворения Цветаевой словно проникают в самые потаённые уголки души читателя, оставляя там свой отпечаток. На мой взгляд, это и есть та особенная черта, из-за которой лирика Марины Ивановны на тему Родины является действительно неповторимой.
2) Любовь к Родине Марина Цветаева пронесла через всю свою жизнь, она посвятила очень много произведений, в которых упоминается вся ее бескрайняя любовь к стране, в которой она родилась и выросла. Ей нравилось все, что было связано с Москвой, ведь в этом городе поэтесса родилась.
Марина Цветаева, словно тот художник, который смешивает палитру цветов. Так она в своих стихотворениях объединят любовь к Родине, к человеку, к поэзии. В каждом произведении Цветаевой чувствуется ее характер, ее любовь к русскому слову, традициям, природе и русской культуре. Поэтесса ко всему, что связано с Родиной, относилась с трепетом и любовью, она не могла не любить всю ту красоту, которая ее окружала.
Когда в 1922 году Марина Цветаева вынуждена была покинуть Россию и уехать за границу вслед за своим мужем, ее поэзия меняется. По стихотворениям Цветаевой прослеживается, как сильно она скучает по Родине, по ее бескрайним полям и лугам и завораживающей красоте России. Ей очень не хватало российского патриотизма за границей, ведь она там была совершенно одна среди чужих людей, на чужбине.
Поэтесса вспоминала о красоте полей на рассвете, о том, как приятно пахнет, когда только первые лучи солнца касаются пшеницы. Цветаева считает Россию своей родной матерью, которая ее вскормила и вырастила. Она очень скучает по всему русскому народу, который так умеет любить и отдавать себя целиком своей Родине, если надо будет. Ее разделяет много тысяч километров с родной Россией, о которой она постоянно пишет.
Находясь далеко от Родины, Цветаева все-таки следит за всем, что происходит в ее родной стране. Так появляется стихотворение про челюскинцев, которыми поэтесса гордится и воспевает в своем стихотворении.
М.Цветаева хоть и находилась далеко от Родины, но никогда не забывала о своей русской земле, которая от одной мысли о ней согревала поэтессу. Ей очень нравилось, что Россия очень необычная страна и огромная в своей красоте. Цветаева завещает своему сыну, что он должен познать такую необъятную и огромную страну как Россия и полюбить ее так же , как и она.
В своем стихотворении она призывает своего ребенка уважать и чтить Родину, которая так много ему дала. В первую очередь Цветаева благодарна, что она родилась в такой прекрасной стране и смогла увидеть много красивых мест. Она очень уважала и чтила все, что было связано с ее Родиной, и призывала всех никогда не предавать Родину.
Эпиграф урока:
«Родина не есть условность территории, а
принадлежность памяти и крови. Не быть
в России, забыть Россию может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В
ком она внутри - тот теряет ее лишь вместе с жизнью» (М. И. Цветаева)
Поэзия М.И. Цветаевой очень современна. Настал,
безусловно, час её стихам. Вчитываясь в её строки, вдумываясь в её слово,
постигая переменчивые чувства лирической героини, мы восстанавливаем облик
Марины Ивановны Цветаевой, её духовный мир, её боль, её Россию.
- Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?
(Родина,
Россия - это не только одна из центральных тем творчества поэтессы, но и её
жизнь, неповторимый
образ души самого поэта).
- Какое слово не понятно в формулировке темы? (собирание)
- Как вы понимаете выражение: «собирание» России? Подумайте, от какого слова произошло? Подберите синонимы?
(сосредоточить, соединить, собрать в одном месте – соединить себя с Россией)
- Как на ваш взгляд, перекликаются эти слова со строчками эпиграфа?
«Родина
не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может
бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот теряет
ее лишь вместе с жизнью»
- Россия , ребята, для Цветаевой – это сама жизнь, судьба.
Сегодня вы должны перелистать страницы творчества Марины Цветаевой, посвящённые России. Это значит прочитать и проанализировать стихи.
А для себя попробовать " заболеть " её творчеством, попробовать влюбиться в Россию всем сердцем и душой .
1.Начало развития темы России в творчестве М. Цветаевой связано с Москвой, в которой она чувствовала себя легко и счастливо, несмотря на переживания и жизненные неудобства. Цикл стихов о Москве – это Москва Марины Цветаевой: старинная и величественная, гордая и героическая, традиционная и народная. Чтение стихотворения из цикла «Стихи о Москве».
- Годы эмиграции и изгнания 1922 - 1939 г.г. Муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон был офицером, воевал в добровольческой армии и эмигрировал вместе с остатками этой армии. Неприятие сборника «Версты» и ощущение ненужности в России, неизвестность судьбы мужа, бытовая неустроенность, смерть дочери, голод послужили главными причинами ее эмиграции.
- Цикл стихов «Лебединый стан» посвящен Белой армии. Это реквием обреченной жертвенности белому движению, реквием скорбному пути мужа. Они встретились в Берлине, переехали в Прагу, где прожили три года, а потом уехали во Францию, где прожили тринадцать с половиной лет.
Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому. Индивидуальное «я» становится частью единого русского «мы»:
Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?
Чтение стихотворения " Лучина "
Главный мотив – трагическое звучание потери Родины, сиротства, а особенно – тоска по Родине:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина.
Чтение стихотворения «Тоска по Родине! Давно…» и «Родина»
Марина Цветаева мечтала вернуться на Родину, но больше всего вернуть историческую Родину сыну Георгию (родился в 1925 году).
Чтение стихотворения из цикла «Стихи к сыну»
Старшая дочь Ариадна Эфрон, выросшая, по словам Марины Цветаевой, из ее стихов, разделившая с матерью все ее горести и беды и сполна испившая горя своего (8 лет сталинских лагерей, 6 лет ссылки – и только потом реабилитация), писала: «…Нужно было столько пережить и перестрадать, чтобы дорасти до понимания собственной матери».
И «– главное – я ведь знаю, как меня будут любить (читать – что!) через сто лет!»
Возвращение на Родину. 12 июня 1939 года Марина Цветаева отплыла из Франции на родину навстречу бедам и гибели. Мир «железного» века петлей захлестнул ей горло. Арестованы муж и дочь. Задерживают издание книжки стихов. Нет в живых А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, Н. Гумилева. Не на что жить. 31 августа 1941 года Марина Цветаева добровольно ушла из жизни в татарском г. Елабуга. «А меня простите – не вынесла».
2. Дать письменные ответы на вопросы по теме :
" М.И. Цветаева.Жизнь. Творчество. Судьба. Тема России - Важнейщая тема в творчестве поэтессы "
1. Город, в котором родилась Марина Цветаева.
2. Назовите имя матери Марины Цветаевой.
3. Университет, в котором Марина Цветаева слушала курс старофранцузской литературы (город).
4. Дерево, которое стало своеобразным талисманом на жизненном пути Марины Цветаевой.
5. Цикл стихов, обращенный к … (слово).
6. Европейское государство, в котором Марина Цветаева прожила в период эмиграции более тринадцати лет.
7. Как называется приверженность одной теме в литературе?
8. Какое яркое качество обнаруживается в первых поэтических сборниках Марины Цветаевой?
9. Назовите имя мужа Марины Цветаевой.
10. Какой сборник стихов не был принят критикой и стал одной из причин ее отъезда за границу?
11. Период пребывания Марины Цветаевой на чужбине.
12. Город (название) – последнее пристанище поэтессы.
13. Кто из поэтов, давая оценку первому сборнику Марины Цветаевой «Вечерний альбом», назвал его «чудом»?
14. Талант поэта, нашедший своего читателя, - это…
Домашнее задание. 1. Дать письменно ответы на вопросы ( в конспекте ).
2. Подготовить сообщения:
Вариант 1. " Взаимоотношения М. Цветаевой и Б. Пастернака".
Вариант 2. " Возвращение М. Цветаевой в Россию ".
3. Прочитать стихотворения Цветаевой о Родине.
Комментарии
Отправить комментарий