14.12.2022 г. онлайн-урок по литературе 7-А класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

Четырнадцатое декабря

Классная работа

Тема.                                Поэзия второй половины XIX века

"Край ты мой, родимый край..."

Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

1. Опрос учащихся

- Слово о Н.А. Некрасове (беседа по статье с.130-131).

- Чтение наизусть отрывков из стихотворений "Железная дорога", "Размышления у парадного подъезда".

2. Работа по теме урока. Несколько слов о поэзии.

    Природа - неисчерпаемый благодатный источник для поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувством и настроением человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать в поэзии, живописи, музыкальных картинах.

    Родная природа привычна для нас, и не каждый способен разглядеть её красоту. Людей искусства отличает умение увидеть в привычном новое и необычное. Так рождаются стихотворения о природе. Такие стихотворения относятся к пейзажной лирике.

Наблюдая за природой, поэты передают своё мироощущение, настроение, состояние души.

Родоначальником пейзажной лирики в русской литературе является В.А. Жуковский. 

Такие поэты как А.К. Толстой, И.А. Бунин продолжили традицию Жуковского.

Эти имена мы слышали с вами в 4,5,6 классах. Сегодня мы поговорим о поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

3. Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева

    Много лет Федор Тютчев был дипломатом и работал за границей, а стихи писал в свободное от службы время. Его произведения почти не печатали в России. Слава пришла к поэту после публикаций в журнале «Современник», где Николай Некрасов назвал его «русским первостепенным поэтическим талантом».

Посмотрите видео по ссылке https://youtu.be/1H6ZhqO03CE

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Есть в осени первоначальной…

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
 

- О чём это стихотворение?

- Какие чувства выражены в нём?

- Какова тема стихотворения? Основная мысль?

- Какие художественные средства использовал Тютчев?

- Как они помогают нам представить этот осенний пейзаж?

4.  Работа над стихотворениями А.А.Фета

    Однажды на вопрос анкеты дочери Льва Толстого Татьяны «Долго ли бы вы хотели жить?» Фет ответил: «Наименее долго». И всё же у писателя была длинная и очень насыщенная жизнь — он не только писал множество лирических произведений, критические статьи и мемуары, но и посвятил целые годы сельскому хозяйству, а яблочную пастилу из его имения поставляли даже к императорскому столу. 

Осенняя роза

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Ель рукавом мне тропинку завесила…

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Ласточки пропали…

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

5. Работа с учебником. Самостоятельное чтение стихотворений о родной природе

- В.А. Жуковский "Приход весны" (с.342)

- А.К. Толстой "Благовест", "Замолкнул гром, шуметь гроза устала" (с.343,344)

- И.А. Бунин "Родина"

6. Работа с рубрикой "Проверьте себя" (с.345, 1 вопрос)

Домашнее задание.Выразительно читать стихотворения. Выучить наизусть "Есть в осени первоначальной..." Ф.И. Тютчева  или "Осенняя роза" А.А. Фета.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс