14.12.2022 г. онлайн-урок по литературе 7-А класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.
Четырнадцатое декабря
Классная работа
Тема. Поэзия второй половины XIX века
"Край ты мой, родимый край..."
Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета
1. Опрос учащихся
- Слово о Н.А. Некрасове (беседа по статье с.130-131).
- Чтение наизусть отрывков из стихотворений "Железная дорога", "Размышления у парадного подъезда".
2. Работа по теме урока. Несколько слов о поэзии.
Природа - неисчерпаемый благодатный источник для поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувством и настроением человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать в поэзии, живописи, музыкальных картинах.
Родная природа привычна для нас, и не каждый способен разглядеть её красоту. Людей искусства отличает умение увидеть в привычном новое и необычное. Так рождаются стихотворения о природе. Такие стихотворения относятся к пейзажной лирике.
Наблюдая за природой, поэты передают своё мироощущение, настроение, состояние души.
Родоначальником пейзажной лирики в русской литературе является В.А. Жуковский.
Такие поэты как А.К. Толстой, И.А. Бунин продолжили традицию Жуковского.
Эти имена мы слышали с вами в 4,5,6 классах. Сегодня мы поговорим о поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
3. Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева
Много лет Федор Тютчев был дипломатом
и работал за границей, а стихи писал
в свободное от службы время. Его произведения почти не печатали
в России. Слава пришла к поэту после публикаций в журнале «Современник», где Николай Некрасов назвал его «русским
первостепенным поэтическим талантом».
Посмотрите видео по ссылке https://youtu.be/1H6ZhqO03CE
Осенний вечер
Есть в светлости
осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Есть в осени первоначальной…
Есть в осени
первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал
колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно
боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
- О чём это стихотворение?
- Какие чувства выражены в нём?
- Какова тема стихотворения? Основная мысль?
- Какие художественные средства использовал Тютчев?
- Как они помогают нам представить этот осенний пейзаж?
4. Работа над стихотворениями А.А.Фета
Однажды на вопрос анкеты дочери Льва Толстого Татьяны «Долго ли бы вы хотели жить?» Фет ответил: «Наименее долго». И всё же у писателя была длинная и очень насыщенная жизнь — он не только писал множество лирических произведений, критические статьи и мемуары, но и посвятил целые годы сельскому хозяйству, а яблочную пастилу из его имения поставляли даже к императорскому столу.
Осенняя роза
Осыпал лес свои
вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Ель рукавом мне тропинку завесила…
Ель рукавом мне
тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом всё гудет
и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Ласточки пропали…
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
5. Работа с учебником. Самостоятельное чтение стихотворений о родной природе
- В.А. Жуковский "Приход весны" (с.342)
- А.К. Толстой "Благовест", "Замолкнул гром, шуметь гроза устала" (с.343,344)
- И.А. Бунин "Родина"
6. Работа с рубрикой "Проверьте себя" (с.345, 1 вопрос)
Домашнее задание.Выразительно читать стихотворения. Выучить наизусть "Есть в осени первоначальной..." Ф.И. Тютчева или "Осенняя роза" А.А. Фета.
Комментарии
Отправить комментарий