22.12.2022 г. онлайн-урок по литературе 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем онлайн-урок по литературе.
Двадцать второе декабря
Классная работа
Тема. 1. Тема Гражданской войны и революции в произведениях писателей "новой волны"
Д.А. Фурманов "Чапаев"
А.А. Фадеев "Разгром"
И.Э. Бабель "Конармия"
М.А. Шолохов "Донские рассказы"
Б.А. Лавренёв "Сорок первый"
2. Развитее жанра антиутопии в романах:
Е.И. Замятин "Мы"
А.А. Платонов "Чевенгур"
Развенчание идеи "социального рая на земле", утверждение ценности человеческой "единицы".
3. Юмористическая проза 20-х годов.
Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа.
М.М. Зощенко (рассказы 1920-х годов).
Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок".
Писатели 20-х годов увидели реальный, отнюдь не приглаженный облик революционной Росси и поняли, куда идет страна.
Посмотрите видеоурок:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3786/main/
Подготовьте ответы на вопросы,
рассматриваемые в теме видеоурока (краткий конспект или выписки):
1. Общая характеристика и
своеобразие литературы 20-х годов XX века с точки зрения истории и литературы.
2. Соотнесение тем, образов и
приёмов изображения человека – героя гражданской войны с
общественно-политической обстановкой и убеждениями писателя в русской
литературе XX века.
3. Выявление глубочайших философских
проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и
государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.
Прочитайте
материал. Подготовьте пересказ.
В последние
годы доступными стали для массового читателя публикации на тему “Революция и
литература”: “Несвоевременные мысли” М. Горького, “Окаянные дни” Бунина,
“Письма к Луначарскому” В.Г. Короленко.
Наше время со всей остротой выдвинуло
задачу нового осмысления и уже хорошо известных читателям произведений в связи
с определением их роли и места в становлении советской литературы. Это
относится к сборнику рассказов М. Шолохова “Донские рассказы”. Открытие донского
цикла М. Шолохова в том и состояло, что он показал преступность гражданской
войны, ее губительные разрушительные последствия как для судеб “тихого Дона”,
так и для России в целом. Шолохов показал потрясающие душу бессмысленность и
греховность братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой
войне неправы обе стороны, за что он и получал порой ярлык сомнительного
попутчика. Не случайно и любимый автором герой “Тихого Дона” Григорий Мелехов
выразит эту мысль в чеканной эпической формуле: “Мне, если направдок гутарить,
ни те, ни эти не по совести”.
Т.е. Шолохова не столько интересуют
перипетии борьбы красных и белых, сколько тот факт, что и красные, и белые
могут быть и зверями, и людьми. («Продкомиссар»)
Рассказ “Чужая кровь” является
венцом донского цикла в плане нравственной проблематики.
В то же время как Шолохов работал над
“Донскими рассказами” писался роман Фадеева
“Разгром”. Идея романа сформулирована самим автором, система образов
отражает вполне определенную расстановку сил в конфликте между новыми идеалами
революции и наследием старого мира. А. Фадеев
показал правду гражданской войны такой, какой он ее видел и испытал на личном
опыте, являясь ее участником, и воплотив в романе “левинсоновскую” мудрость революции.
Сегодня
приходиться говорить о новой жизни репрессированных, полузабытых, часто
неизвестных многим людям писателях 20-х -30-х годов. Их книги стараниями
критиков упрощались, их представления о мире были сознательно искажены. Такая
судьба постигла и Бабеля «Конармия».
Требование в Первой Конной вызвало у
Бабеля неприятие насилия и разрушения. Так в его отношениях к революции
возникла трагическая “нераздельность и неслиянность” в 2-х рассказах из цикла
“Конармии”:
1. “Мой первый гусь”.
2. “Смерть Долгушова”.
Обогатившись опытом реальной жизни,
Бабель увидел в революции не только силу, но и “слезы и кровь”.
За пафосом революции Бабель разглядел иной лик: он понял, что революция – это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. То, что стало дозволенным в экстремальной ситуации революции, показывает Бабель, накладывает печать на будущих людей. В противовес смерти и разрушению Бабель объявлял самой высокой ценностью жизнь. Отдельные рассказы из цикла “Конармии” начали публиковаться в 1923г., а в 1924 г. появилась статья Буденного. “Бабизм Бабеля из “Красной нови” (газета) с обвинением писателя в клевете на Первую Конную. Увидели здесь намеренную дегероизацию истории, “поэзию бандитизма”. Бабель пытался защищаться, объясняя, что создание героической истории Первой Конной не входило в его намерения. Но споры не утихали. Уникальный художественный мир Бабеля долгое время оставался неразгаданным. В его творчестве современники не уловили предвидения надвигающихся трагедий.
Создав
немало мифов о революции, о Гражданской войне литература, тем не менее, еще в
20-е годы, по горячим следам событий, запечатлела сложный, крайне
противоречивый образ времени, в этом ее историзм. Она отразила многообразие
представлений о свершившихся на глазах художников переменах. (Б. Пильняк назвал
их «перепряжкой истории»). В
стихотворении М. Волошина, которое вы прослушали, чувство лирического героя
поэта глубоко патриотично, поэт рисует ситуацию трагического раскола в русском
обществе в послереволюционные годы
Возвращение
публицистики и художественных произведений И. Бунина, М. Горького, В.
Короленко, М. Булгакова, И. Бабеля, Б. Пильняка, А. Платонова, В. Вересаева,
книг эмигрантов И. Шмелева, М. Осоргина, более глубокое прочтение классики
советского периода во многом изменили представление и об истории, и о
литературном процессе XX века.
В то время как многие
наследники опыта Серебряного века – на родине и в эмиграции- с глубокой печалью
говорили, что революция отняла у них биографию, в 20-е годы ХХ века в
литературу приходило поколение, которому революция как раз дала биографию.
Писатели и поэты 20-х
годов не были простыми хроникерами событий, значение их произведений не
сводится лишь к правдивому изображению событий тех лет. Шел активный поиск
«идеи времени», поиск правды, смысла истории.
Проанализируем произведения 20-х годов. Подготовьте
краткий анализ произведений (в тетради): т
· Д. Фурманов «Чапаев» (1923) - Алексеев Б., Бруева А.
· А. Фадеев «Разгром» (1927) - Валяев Д., Дементьева Д.
· Б. Лавренёв «Сорок первый» (1924) - Дымов М., Коваленко Т.
· М. Шолохов «Донские рассказы» (1926) - Комаш С., Кравченко И.
· И. Бабель «Конармия» (1925-1926) - Леонидов А., Лынь Э.
· Е. Замятин «Мы» - Михайлов М., Нефёдова В.
· А. Платонов «Чевенгур» - Петрушенко Н., Пивоварова А.
· М. Зощенко – рассказы 1920-х годов - Путилова А., Романенко М., Рыкунов Р.
· И. Ильф и Е. Петров
1) «Двенадцать стульев» - Сидорчук А., Сухова А.
2) «Золотой теленок» - Тимошенко В., Чиркин Д.
- Для
многих писателей гражданская война – национальная трагедия. В своих
произведениях они предстают перед нами подлинными патриотами, их позиция
сегодня нам очень близка. Эти публицистические, прозаические и поэтические
произведения звучат сегодня призывом к
национальному согласию и как предупреждение о трагедии, национальной
катастрофе.
Домашнее задание:
1.
Посмотреть видеоурок, подготовить по нему
ответы на вопросы.
2.
Прочитать материал урока, подготовить
пересказ.
3. В тетради подготовить краткий анализ произведений 20-х годов (тема, основная мысль, герои, содержание в двух словах; жанр).
Комментарии
Отправить комментарий