29 декабря 2022 год урок литературы 11 - Б класс
Здравствуйте, ребята!
В советском литературоведении Владимир
Маяковский считался «адептом» социалистической революции, поэтом, который
полностью принял переворот 1917 года и добровольно посвятил свой талант
«правому делу трудящихся».
Записываем в тетрадях:
Двадцать девятое декабря
Классная работа
В.В.
Маяковский. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта
Едва ли среди
подлинных художников слова мы найдём писателя или поэта, который бы так
решительно и безоговорочно принял революцию, как Маяковский. Маяковскому
принадлежит фраза, которая позволяет понять особенности его творчества: «В наше
время тот поэт, тот писатель, кто полезен».
А быть полезным обществу —
это активно участвовать в той борьбе, которую общество ведет со своими
внутренними и внешними врагами. Грозным оружием этой борьбы поэт считал сатиру.
Вот почему именно этот жанр занимает исключительно важное место в творчестве В.
В. Маяковского.
Прочитайте
теоретический материал «Маяковский
и футуризм» (учебник, 1 ч., стр. 305-309).
На основании
прочитанного, выполните задание (письменно, кратко) на стр. 336 № 1
«Творческие задания».
Революция. «Окна сатиры»
Сначала Маяковский с не меньшим
энтузиазмом принял Февральскую революцию. (Прочитайте материал на стр.
313-318)
Немало
сатирических произведений было написано Маяковским в период работы в «Окнах
сатиры РОСТА». В период с 1919-го по 1922 г. идёт работа Маяковского в «Окнах
сатиры РОСТА», которые поэт назвал «красочной историей трёх боевейших годов
Союза». Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются
народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое
искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приёмы и
навыки.
В 1921 г. выходит
стихотворение «О дряни». Стихотворение становится программным для последующего
творчества В. В. Маяковского.
В период работы в
«Окнах сатиры РОСТА» лирический герой Маяковского — бунтующий, гневный,
воинствующий, а сатира носит откровенно агитационный характер.
«Скрипка и немножко нервно» Маяковского
Прочитайте стихотворение и
прослушайте:
https://teatr.audio/mayakovskiy-vladimir-skripka-i-nemnozhko-nervno
Проанализируем стихотворение.
Прочитайте материал.
1.
История создания – написано стихотворение в 1914
году, когда основным мотивом творчества Маяковского было непонимание
окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме. Написанное
в 1914 году стихотворение основано на впечатлении от посещения одного из
ресторанов. В подобные места Маяковский ходил часто – иногда читал там стихи,
иногда просто ужинал. И вот, услышав однажды игру оркестра, в котором звуки
скрипки явно диссонировали с остальными инструментами, он и создал это
стихотворение.
2. Тема
стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но
даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не
только у обывателей, но и у товарищей по оркестру.
3. Композиция –
последовательная; история музыкального инструмента развивается от первой строки
до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задаётся мотив диссонанса между
скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет,
доведенная до истерики, причём ей приказывают замолчать. И в конце оказывается,
что только лирический герой может понять и защитить её.
4. Жанр –
лирическое стихотворение.
5. Стихотворный
размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению (акцентный стих).
6. Метафора – “скрипка
издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо
смотрел”.
7.
Эпитеты – «разревелась по-детски», “чужо
смотрел”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.
Маяковский В.
«О дряни»
Прочитайте и прослушайте
стихотворение:
https://teatr.audio/mayakovskiy-vladimir-o-dryani
Выполните письменно по образцу
анализ (краткий) данного стихотворения.
Домашнее
задание.
1.
Прочитайте теоретический материал.
2. Выполните
предложенные задания.
Комментарии
Отправить комментарий