01.02.2023 урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Первое февраля
Классная работа
30-е годы... Советская Россия уже отметила десятилетие своего существования, шло второе десятилетие и литература призвана была отразить успехи нового общества. Писатели и поэты едут на стройки, в колхозы, на окраины страны.
Вторая половина 20-х годов - период наиболее полного расцвета сатиры. Представителями её являются И. Ильф и Е. Петров. К середине 20-х годов одним из самых читаемых и популярных писателей был М.М. Зощенко. Его юмористические рассказы читали в перерывах между лекциями студенты; с эстрады, и публика хохотала до слёз; журналы, публиковавшие рассказы М. Зощенко раскупались мгновенно.
Одновременно с романами о современности во второй половине 20-х годов возникают романы об историческом прошлом страны. Среди таких романов следует назвать роман Ю. Тынянова "Кюхля", посвященный поэту-декабристу В.К. Кюхельбекеру.
В 30-е годы происходит расцвет жанра исторического романа. А.Н. Толстой пишет роман "Петр Первый" и трилогию "Хождение по мукам"; М.А. Шолохов - "Тихий дон"; О. Форш - трилогию "Радищев". Большое место в прозе 30-х годов заняла тема деревни. Писатели изображали многостороннюю жизнь деревни.
Тридцатые годы – этап послереволюционной и одновременно предвоенной истории. В них есть все: и грандиозный рывок страны от сохи и лаптей, от массовой безграмотности и классовой розни к могучему и монолитному индустриальному государству. В советской художественной культуре постепенно, начиная с 1920-х гг., формировался стиль, получивший название социалистический реализм. Произведения культуры должны были воспевать достижения нового строя, показывать его преимущества перед буржуазным, критикуя все недостатки последнего. Однако отнюдь не все писатели и художники приукрашивали социалистическую действительность, и несмотря ни на что было создано немало произведений, пополнивших собой мировую сокровищницу культуры.
Посмотрите видеоурок: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5607/main/13441/
По материалу видеоурока запишите основные темы литературы 30-40-х годов
Работа с определениями.
Прочитайте определения, запишите их в тетрадь.
Мировоззрение – совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности.
Социалистический реализм – художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.
Коллективизация - форма обобществления сельского
хозяйства; способ и процесс превращения индивидуальных крестьянских хозяйств в
крупные хозяйства, основанные на коллективном труде и коллективной
собственности на средства производства и производимую продукцию.
Индустриализация – (от лат. industria — усердие, деятельность) процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности.
В 1930-е гг., когда в СССР утвердился
тоталитарный строй, произошли изменения и в литературе. Группировки писателей
были разогнаны, многие писатели подверглись арестам и ссылкам. В тюрьмах и
лагерях погибли Д. И. Хармс, О. Э. Мандельштам и др. А со Всесоюзного съезда
писателей в 1934 г. началось официальное внедрение метода соцреализма. Труд был
объявлен «основным героем наших книг». На этот лозунг откликнулись Ф. И.
Панферов («Бруски»), Ф.В. Гладков («Энергия»), В.П. Катаев («Время, вперед!»),
М.С. Шагинян («Гидроцентраль») и пр.
Героем современности стал труженик -
строитель, организатор трудового процесса, шахтер, сталевар и другие.
Произведения, не отражавшие героику трудовых социалистических будней, например
произведения М.А. Булгакова, А.П. Платонова, Е.И. Замятина, А.А. Ахматовой,
Д.И. Хармса, публикации не подлежали.
В 1930-е гг. многие писатели обратились
к историческому жанру.
В годы Великой Отечественной войны К.М. Симоновым, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернаком были созданы прекрасные лирические произведения, была написана поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
Публицистика, характерная для периода начала войны, сменилась повестями и
романами (М. А. Шолохов «Они сражались за Родину», В. С. Гроссман «Народ
бессмертен»). Тема войны еще долго оставалась ведущей в творчестве
писателей (А. А. Фадеев «Молодая гвардия», Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем
человеке»).
Работа по учебнику (2 часть)
- Прочитайте материал учебника на с. 3-15.
- Подготовьте ответ на вопрос 2 ,с. 16 рубрики «Размышляем о прочитанном» (письменно).
Домашнее задание. Подготовьте сообщение о жизни и творчестве О.Э. Мандельштаме. Прочитайте стихотворения: "Заснула чернь. Зияет площадь аркой...", "На розвальнях, уложенных соломой...", "Эпиграмма", "За гремучую доблесть грядущих веков...".
Комментарии
Отправить комментарий