02.02.2023 онлайн-урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Второе февраля
Классная работа
"Потому что не волк я по крови своей,
И меня только равный убьёт"
Тема. Осип Эмильевич Мандельштам
(1891-1938)
Жизнь и творчество поэта-акмеиста. Биографические сведения.
Истоки поэтического творчества.
Близость к акмеизму.
Историческая тема в лирике О.Э. Мандельштама.
Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву».
Художественное мастерство поэта.
Стихотворения: "Заснула чернь. Зияет площадь аркой...", "На розвальнях, уложенных соломой...", "Эпиграмма", "За гремучую доблесть грядущих веков..."
Биографические сведения
Осип Эмильевич Мандельштам (при рождении - Иосиф; 3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938) известен как русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный
критик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Осип
Мандельштам родился в Варшаве в еврейской семье. Отец, Эмилий Вениаминович
Мандельштам (1856—1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии. Мать, Флора
Овсеевна Вербловская была музыкантом.
В 1897 году семья
Мандельштамов переехала в Петербург. Осип
получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по1907 годы), российской
кузнице «культурных кадров» начала ХХ века.
В 1908-1910 годы Мандельштам
учится в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В Сорбонне
знакомится с Николаем Гумилёвым, увлечён
французской поэзией: старофранцузским эпосом, Франсуа Вийоном, Бодлером и Верленом.
В промежутках
между зарубежными поездками бывает в Петербурге, где посещает лекции по
стихосложению Вячеслава Иванова.
К 1911 году семья начала
разоряться и обучение в Европе сделалось невозможным.
10 сентября того же 1911
года он зачислен на романо-германское отделение историко-филологического
факультета Петербургского университета, где обучается с перерывами до 1917 года. Учится
безалаберно, курса так и не кончает.
В 1911 году знакомится с
Анной Ахматовой, бывает в
гостях у четы Гумилёвых.
Первая
публикация — журнал «Аполлон», 1910 г., №
9. Печатался также в журналах «Гиперборей», «Новый Сатирикон» и др.
В 1912 году знакомится с
А. Блоком. В конце
того же года входит в группу акмеистов, регулярно
посещает заседания Цеха поэтов.
Дружбу с акмеистами (Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым) считал
одной из главных удач своей жизни.
Поэтические
поиски этого периода отразила дебютная книга стихов «Камень». Находится
в центре поэтической жизни, регулярно публично читает стихи, бывает в «Бродячей собаке», знакомится
с футуризмом, сближается
с Бенедиктом Лившицем.
В 1915 году знакомится с
Анастасией и Мариной Цветаевыми.
В 1916 году в жизнь О.Э.
Мандельштама входит Марина Цветаева.
После Октябрьской революции работает в
газетах, в Наркомпросе, ездит по
стране, публикуется в газетах, выступает со стихами, обретает успех. В 1919 году в Киеве
знакомится с будущей женой, Надеждой Яковлевной Хазиной.
Стихи времени
Первой мировой войны и революции (1916-1920) составили
вторую книгу «Tristia» («Скорбные элегии», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в
1922 году в Берлине. В
1922 же году регистрирует брак с Надеждой Яковлевной Хазиной. В этот же период
знакомится с Борисом Пастернаком.
В 1923 выходит
«Вторая книга» и с общим посвящением «Н. Х.» — жене.
В гражданскую войну скитается с
женой по России, Украине, Грузии.
С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает
пауза в поэтическом творчестве. На жизнь зарабатывает стихотворными переводами.
В 1928 году печатается
последний прижизненный поэтический сборник
«Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии».
В 1930 году заканчивает
работу над «Четвёртой прозой». Н. Бухарин хлопочет о
командировке Мандельштама в Армению. После путешествия на Кавказ (Армения,
Сухуми, Тифлис) Осип Мандельштам возвращается к написанию стихов.
Поэтический
дар Мандельштама достигает расцвета, однако он почти нигде не печатается. Заступничество Б. Пастернака и Н. Бухарина дарит поэту
небольшие житейские передышки.
Самостоятельно
изучает итальянский язык, читает в подлиннике «Божественную комедию». Программное
поэтологическое эссе «Разговор о Данте» пишется в 1933 году. Мандельштам
обсуждает его с А. Белым.
В «Литературной газете», «Правде», «Звезде»
выходят разгромные статьи в связи с публикацией мандельштамовского «Путешествия
в Армению» («Звезда», 1933, № 5).
В ноябре 1933 года Осип
Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму
«Мы живём, под собою не чуя страны…», которую читает полутора десяткам человек.
Б.Л. Пастернак этот
поступок называл самоубийством. Кто-то из слушателей доносит на Мандельштама.
Начинается следствие по делу. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама
арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский
край). Осипа Мандельштама сопровождает жена, Надежда Яковлевна.
В Чердыни
О.Э. Мандельштам совершает попытку самоубийства (выбрасывается из окна).
Надежда Яковлевна Мандельштам пишет во все советские инстанции и ко всем
знакомым. При содействии Николая Бухарина Мандельштаму
разрешают самостоятельно выбрать место для поселения. Мандельштамы выбирают Воронеж.
Живут в
нищете, изредка им помогают деньгами немногие неотступившиеся друзья. Время от
времени О.Э. Мандельштам подрабатывает в местной газете, в театре. В гостях у
них бывают близкие люди, мать Надежды Яковлевны, артист В. Н. Яхонтов, Анна Ахматова.
Воронежский
цикл стихотворений Мандельштама (т.н. «Воронежские тетради») считается вершиной
его поэтического творчества.
В мае 1937 года
заканчивается срок ссылки и поэт неожиданно получает разрешение выехать из
Воронежа. Они с женой возвращаются ненадолго в Москву.
В начале
марта 1938 года супруги Мандельштам переезжают в профсоюзную здравницу
Саматиха. Там же в ночь с 1 на 2 мая 1938 года Осип Эмильевич был арестован
вторично и доставлен на железнодорожную станцию Черусти, которая находилась в
25 километрах от Саматихи. После чего был по этапу отправлен в лагерь на
Дальний Восток.
Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Тело Мандельштама "до весны вместе с другими усопшими лежало непогребенным. Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.
Обратим внимание на уже известные нам историко-литературные факты.
1) 1820 год. А.С. Пушкин. За написание оды "Вольность" царь Александр 1-й хотел сослать Пушкина в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству Карамзина, Жуковского и ряда влиятельных друзей удалось заменить эту жестокую кару на более мягкую - высылку под видом служебного перевода (по окончании лицея Пушкин формально числился на службе в иностранной коллегии) на юг, в Екатеринослав, затем в Кишинёв.
2) 1837год. Причиной именно первой ссылки Лермонтова на Кавказ послужило
его стихотворение "На смерть поэта". В нем Лермонтов практически
прямо обвиняет государственные власти в гибели Пушкина:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
3) 1921 год. Якобсон вынес свое решение: «На основании вышеизложенного
считаю необходимым применить по отношению к гр. Гумилёву Николаю Станиславовичу, как явному врагу народа и рабоче-крестьянской революции, высшую меру наказания —
расстрел". За участие в "таганцевском заговоре" ранним утром 25
августа был расстрелян Николай Гумилёв.
4) Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова
за свои произведения и взгляды подвергалась замалчиванию, цензуре и травле
(включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие
произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в
течение более чем двух десятилетий после её смерти.
Этот список можно продолжать и дальше.
·
Что
объединяет всех этих людей?
·
Чем
же были неугодны эти поэты?
Эта тема нашла свое отражение в творчестве многих поэтов. Она является одной из ведущих и в творчестве Осипа Мандельштама. По мнению Е. А. Евтушенко, вот качества, которыми должен обладать настоящий поэт: первое – совесть, второе – ум, третье – смелость. Все они были у Мандельштама. И поэтому он не мог молчать о том, что видел в окружающей его действительности, о тех событиях, которые навсегда изменили его жизнь и жизнь всех его современников, изменили облик его любимого Петербурга, облик всего века, в котором он жил.
Посмотрите видеоурок:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4809/main/15001/
На материале
видеоурока, подготовьтесь к обсуждению вопросов, рассматриваемых в теме:
1.
Знакомство с основными этапами жизни и творчества О.
Э. Мандельштама (где, когда, в какой семье родился; обучение; публикация первых
стихов; название первой книги стихов; о чем пишет поэт в книге «Камень»; членом
какого общества являлся; период жизни поэта с февраля 1919 – 1922; 1922 г.
выходит книга…; события 1930-х годов;
2.
Знакомство с сюжетом нескольких стихотворений О. Э.
Мандельштама. Чтение стихотворений учителем.
"Заснула чернь. Зияет площадь аркой..."
Заснула чернь. Зияет площадь аркой.
Луной облита бронзовая дверь.
Здесь Арлекин вздыхал о славе яркой,
И Александра здесь замучил зверь.
Курантов бой и тени государей:
Россия, ты — на камне и крови —
Участвовать в твоей железной каре
Хоть тяжестью меня благослови!
"На розвальнях, уложенных соломой..."
На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьевых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.
А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи.
Не три свечи горели, а три встречи —
Одну из них сам Бог благословил,
Четвертой не бывать, а Рим далече,
И никогда он Рима не любил.
Ныряли сани в черные ухабы,
И возвращался с гульбища народ.
Худые мужики и злые бабы
Переминались у ворот.
Сырая даль от птичьих стай чернела,
И связанные руки затекли;
Царевича везут, немеет страшно тело —
И рыжую солому подожгли.
"Эпиграмма"
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
"За гремучую доблесть грядущих веков..."
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей, —
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей...
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе;
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе.
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
3. Анализ лирических произведений
Проанализируем стихотворение "За гремучую доблесть грядущих веков..." :
- · Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?
- · Какая строчка в стихотворении является главной?
- · Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?
- · К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?
- · В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?
- · Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?
- · Определите тему стихотворения.
- · Как вы понимаете строки «За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей»?
- · Объясните значение слова «гремучую». Посмотрите, какие значения приведены в словаре Ожегова. Почему именно этот эпитет использует поэт? Какой прием усиливает данный эффект?
- · Чего лишается поэт в настоящем? Чем ему приходится пожертвовать? Объясните строки «Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей».
- · У поэта есть возможность приобщиться к другому братству – братству людей, но для этого нужно поверить в будущее и не замечать настоящего. Какие черту эпохи называет поэт в стихотворении?
- · Какие ассоциации связаны у вас со словом «колесо»?
- · Как называет свой век поэт? Образ волкодава пришел из первой песни Данте.
- · Что предпочитает лирический герой?
- · Как в стихотворении рисуется образ Сибири? Почему в ссылке поэт видит для себя лучшую судьбу?
- · К каким временам отсылают слова «племя», «первобытный»?
- · Объясните последнюю строфу стихотворения. Кого поэт называет равным?
Вспомним
определения. Выделенные термины запишите в тетрадь.
Акмеизм - модернистское
течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от
символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции
«искусства для искусства.
Антитеза – риторическое противопоставление,
стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи,
заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов,
состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Лирический
герой - субъект высказывания в лирическом произведении, художественный двойник
автора. Тот, от чьего лица ведётся повествование в произведении.
Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения.
- Противостояние поэта и власти, как это часто бывает, закончилось победой
последней. Осенью 1833 года начинается литературная травля, а в ноябре поэт
сочиняет эпиграмму на Сталина, которую Б. Пастернак назовет самоубийством. В
1834 году он был арестован, сильно пострадало его психическое здоровье. Ссылка
в Воронеж. Страшное отсутствие средств к существованию, негде жить ему и жене.
В 1938 году Мандельштама вновь арестовали. Осипа Эмильевича отправили по этапу
на Дальний Восток, при этом приговор был не слишком жесток по тем временам —
пять лет концентрационного лагеря за контрреволюционную деятельность. 27
декабря он умер от тифа, находясь в пересыльном лагере Владперпункт (территория
современного Владивостока). Поэта не хоронили вплоть до весны, как и прочих
скончавшихся узников. Затем его погребли в братской могиле, местоположение
которой остается неизвестным по сей день.
Домашнее задание. Внимательно прочитайте биографические сведения поэта и составьте краткий конспект. Выучить 1 стихотворение (по выбору).
1.
Комментарии
Отправить комментарий