11.01.2023 г. урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разговор о творчестве В.В. Маяковского.
Одиннадцатое января
Классная работа
Тема. Специфика традиций темы поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского
После смерти Маяковского его книги не переиздавались. Не было почти никаких публичных чтений стихов поэта. Прошло всего несколько лет после выстрела в Лубянском проезде, а имя Маяковского стало забываться.
И тогда Лиля Юрьевна Брик сделала невозможное: она написала письмо Сталину. В те годы еще можно было обращаться к вождю, ему писали миллионы, но только немногие письма доходили до адресата. Письму Лили Брик повезло. На него была наложена высочайшая резолюция, которая в последующие пол века не уставали повторять "Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи..."
Маяковский отдал весь свой талант этой эпохе. Он был сыном своего времени. Понятие "Маяковский" и "поэт революции" стали синонимами.
Сегодня мы поговорим о теме поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.
Поэзия
– вся! – езда в
незнаемое.
В.
Маяковский
Поэт — та же звезда. И если поэты рождаются на Земле,
значит это кому-то нужно.
Поэты
всегда задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни
страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в
глубокой древности одновременно с самой поэзией.
Теме поэта и поэзии большое внимание в своем
творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
Сегодня мы поговорим о том, как эту тему, тему поэта и
поэзии, представил в своих произведениях Владимир Владимирович Маяковский.
Все его творчество пронизывает тема поэта и
поэзии. Маяковский гордился
тем, что имеет талант «делать стихи». В автобиографии «Я сам» он пишет: «Я
поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу».
Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне событий 20-х годов XX
века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое
в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX
века.
В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике
Маяковского разное выражение. Раннее творчество Маяковского напрямую связано с
футуризмом.
Вспомним основные положения манифестов футуристов:
- создание новых форм;
- броские названия;
- ломаный стих;
Маяковский вслед за футуристами призывал:
- искусство «вынести на улицы»;
- слово нацелить на чтение вслух;
- заставить искусство «будить и будоражить!» людей.
Маяковский первый, используя свой необыкновенный ритм,
слово, соединил политику и лирику, себя и свою страну.
Поэзия становится оружием. Поэт должен служить
сегодняшнему дню, его заботам.
Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца
за переустройство мира, бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта
молчать; наиболее сильно это проявилось в стихотворении "Нате!"
(1913):
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
Маяковский
заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве,
которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований.
По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце.
Вспомним стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче» (1920).
Это задорное, шутливо-фантастическое и в то же время
очень серьёзное стихотворение построено на игре двух значений слова «заходить».
Поэт, живя в подмосковной дачной местности Пушкино,
каждый вечер видел, как заходит солнце. Рассказывают, что он шутя, говорил:
«Заходит, заходит, а вот зашло бы ко мне». Чтобы читателю верилось в бывшее с
поэтом «необычайное приключение», он нарочно упоминает житейские подробности:
фамилию владельца дачи в подзаголовке, приметы местности, свою перегруженность
работой.
«Необычайное приключение» не просто шутка, а стихи о
назначении поэта и поэзии. Солнце напоминает поэту, что оба они делают, в
сущности, одно дело: борются с тьмой, поэтому солнце и поэт Маяковский –
союзники.
Нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим, вспоем
у мира в сером хламе,
я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами.
Солнце и поэт обстреливают лучами и стихами тени ночи,
рушат враждебную свету мрака:
Светить всегда,
Светить везде,
до дней последних донца,
Светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца.
Теме поэта и поэзии в 20-е годы В.В. Маяковский
посвятил много стихотворений. Задуман был и роман, в центре которого должно
было быть изображение литературной жизни и быта, борьбы школ. Однако роман написан
не был.
Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в стихотворении "Юбилейное"(1924), посвященном 125-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Маяковский признает вечность Пушкина, говорит о живости его слога и поэзии даже в современное ему, Маяковскому, время.
да не слушайте ж вы их!
Может,
я
один
действительно жалею,
Что сегодня
нету вас в живых.
Мне
при жизни
с вами
сговориться б надо.
Скоро вот
и я
умру
и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
Вы на Пе,
а я
на эМ…
Были б живы -
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы
и агитки
вам доверить мог.
Раз бы показал:
- вот так-то, мол,
и так-то...
Вы б смогли -
у вас
хороший слог.
Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
Размышления о поэтическом труде В.
Маяковский продолжает в стихотворении "Разговор с фининспектором о
поэзии" (1924). Это его произведение является одним
из ключевых для понимания того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово
"поэт". В стихотворении видно противопоставление обыденного факта -
визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь
которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется
волнением.
Прежде всего, Маяковский говорит о поэте
как о труженике, человеке, который не даром ест хлеб, а является полезным
членом общества: «Труд мой любому труду родствен». Этими словами автор строк
хочет сказать, что поэзия — нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего
мастерства и квалификации труд. Необходима шлифовка каждого стихотворения, как
драгоценного камня, чтобы оно "сверкало всеми гранями":
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет поэму "Во весь голос" (1930), которая является как бы его поэтическим завещанием, поэт подводит итог своей 20-летней деятельности. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать "о времени и о себе".
Я ассенизатор
и водовоз, революцией
мобилизованный и призванный.
Слушайте,
товарищи потомки,
Агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
Я шагну
через лирические томики,
Как живой
с живыми говоря.
Поэт борется с грязью и "мразью" жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. "Водовоз" противопоставляется тем, кто "строчит романсы", кто "мандолинит из-под стен", создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам.
По форме это произведение представляет собой разговор поэта того времени с потомками.
Маяковский говорит с теми, кто будет жить после него. Поэма “Во весь голос” по своей тематике перекликается с пушкинским “Я памятник себе воздвиг нерукотворный»” — в ней Маяковский, так же, как Пушкин в своем известном стихотворении, дает оценку своему творчеству, его общественному значению. Маяковский считает, что только тот достоин остаться в памяти народа, кто посвятил себя строительству новой, лучшей жизни. О Маяковском можно сказать, что он действительно бескорыстно служил людям, презирая личную славу:
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь...
Поэт
оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, мы, потомки,
помним и любим поэта и гражданина Владимира Маяковского!
Я хочу
быть понят моей страной,
а
не буду понят, —
что
ж,
по родной
стране
пройду
стороной,
как
проходит
косой
дождь.
- Кто же
такой, по Маяковскому, поэт?
- «Поэт рабочий»;
народоводитель и одновременно народный слуга», светило, солнце».
- Что
такое поэзия?
- Поэзия – грозное оружие, стих – рядовой,
рифмы – «пики», а творчество – «строчечный фронт», поэтому его стих явится в
будущее «весомо, грубо, зримо…»
«Поэзия та же добыча радия в грамм
добыча,- в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».
- Каковы
же задачи поэта и поэзии?
- «Светить всегда,
светить везде до дней последних донца», «Быть полезным народу».
Домашнее задание. 1. Кратко написать конспект по лекции.
2. Выучить стихотворение (по выбору) и быть готовым ответить на уроке онлайн.
Комментарии
Отправить комментарий