19.01.2023 г. онлайн-урок литература 11-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

Девятнадцатое января

Классная работа

Тема. С.А. Есенин. Трагическое противостояние города и деревни в лирике Сергея Есенина

  Сегодня мы поговорим о том,  как развивается образ Дома, деревни, семейного очага в лирике С. Есенина и каким идейным содержанием он наполняется.  
   В первом издании "Радуницы" С. Есенина было 33 стихотворения. Внешне книга выглядела скромно. Серый переплет из картона. Типографским шрифтом крупно набрано красным: радуница.
Звонкое, привлекающее к себе внимание название. "Радуница" - радость? Радуга? Радужно?
В стихах Есенина природа кажется живой и одухотворенной. Она для поэта существо, которое мыслит, страдает, печалится. 

1. Чтение стихотворений "Край любимый! Сердцу снятся...", "Топи да болота", "Матушка в Купальницу по лесу ходила".

    Поэт чувствует природу по-народному. Деревенская Русь "Радуницы" светится радостью земледельческого труда и весельем праздничного досуга с хороводами, тальянками и припевками "девчоночек лукавых".
    У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения, у него природа как бы растворена в лирике. "Отцвела моя белая липа, отзвенел соловьиный рассвет" - это и сожаление о минувшей молодости, и картина природы одновременно. Есенин очень любил свой родной край и отождествлял его с Русью "Но люблю тебя, Родина кроткая! А за что - разгадать не могу".

2. Чтение стихотворений "Гой ты , Русь, моя родная...", "Я снова здесь, в семье родной..."

- Какой изображена Русь в этих стихотворениях?

- Как лирический герой называет свой край?

- Чего он не может забыть, что станется с ним навсегда, куда бы ни забросила его судьба.

3. Чтение стихотворения "О красном вечере задумалась дорога..."

- Какое настроение пронизывает стихотворение? Определите тему произведения.

- Почему стихотворение обрамлено строфами, в которых нарисован образ дороги?

- Вспомните, что такое аллитерация. Приведите примеры звукозаписи (аллитерации) из стихотворения.

4. Чтение стихотворения "Письмо к матери"

- Что узнаем мы о лирическом герое - о его прошлом и настоящем?

- О чем мечтает он?

- В каких словах скрыта нежная любовь к матери?

- Найдите примеры повторов. Какова их композиционная роль?

- Чем подкупает читателя стихотворение? Какими чувствами оно проникнуто?

- Найдите и определите роль разговорных интонаций, обращений.

- Кто из классиков русской литературы писал в жанре послания в стихах?

5. Чтение стихотворения "Низкий дом с голубыми ставнями..."

- Что вспоминает поэт? Что не дает ему покоя?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Какова его связь со стихотворением "Письмо к матери", написанным в том же году?

Слово о художественном своеобразии лирики Есенина.

    Поэзии Есенина всегда были присущи точность и конкретность  в изображении окружающего мира. Всем образным и звуковым строем, пейзажными деталями, самим ритмом создается представление о спокойной и величавой, волшебной и неповторимо трогательной красоте земли. Обилие эпитетов делает пейзаж зримым. Стихотворный размер - четырехстопный ямб - подкрепляет впечатление величия и покоя. В поздних стихах Есенина появляется ямб раскованный и разностопный. В напевное течение стихов вторгаются разговорные интонации с вопросами и обращениями.
    Выступив наследником и преемником русской классической поэзии XIX века, Есени перенял ритмы пушкинских ямбов, лермонтовских хореев, довел их до совершенства в своей поэзии, обновил и анапест, и амфибрахий; самой обширной областью стихотворного новаторства Есенина были дольники. (Дольник - промежуточная форма между силлабо-тонической и тонической системами стихоформа между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Сочетание ударных и безударных слогов образуют не "стопы", а "доли", где количество безударных колеблется от одного до трех-четырех.) С помощью дольника поэт передает то нарастающую тревогу, то радостное волнение - гамму чувств. (Примером могут служить строфы стихотворения "Низкий дом с голубыми ставнями...")

6. Чтение стихотворения "Не жалею,не зову, не плачу"

- Какую роль в стихотворении играет цвет?

- Что оплакивает лирический герой? О чем сожалеет?

- Найдите художественные средства - инверсию, метафору, сравнение.

- Почему "я" лирического героя Есенина сменяется на "мы"?

- Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения?

7. Чтение стихотворения "Отговорила роща золотая..."

- Что роднит это стихотворение с предыдущим?

- О чем размышляет поэт?

- Как возникает в стихотворении мотив одиночества?

- Какую роль играют здесь образы журавлей, рябины?

- Какую цветовую гамму выбирает поэт, чтобы выразить свои чувства?

- Какие строчки, по-вашему, несут смысловую нагрузку?

    Сергей Есенин оказал большое влияние на поэзию ХХ века. Борис Пастернак писал о нем так: "Самое драгоценное в нем - это образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она давалась ему в детстве".

Послушайте такие строки

Тихая моя родина!
Ивы, реки, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...

8. Выразительное чтение стихотворений Есенина учащимися. 

Домашнее задание.   Прочитайте материал урока.

3.     Выучите предложенные стихотворения наизусть. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс