23.01.2023 г. урок русского языка 11-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

Двадцать третье января

Классная работа

Тема.                           Развитие умений самостоятельной работы с текстом. (2 часа)         Определение темы, идеи, про­блематики текста. Способы определения                 авторской позиции. Выражение собственного отношения к авторской                             позиции в тексте и его аргументация. Типы аргументов

Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?

План сочинения-рассуждения.

1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора.

4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2-3 аргументами.

5. Заключение.

 

Повторим рекомендации “Как правильно понять исходный текст?”

1. О чём текст? Определите тему.

2. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.

3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.

4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.

5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

 

Вспомним, что такое «тема», «проблема» и «основная мысль текста». Прочитайте материал.

 

Эти три понятия — тема, проблема и основная мысль текста — самые важные для понимания в списке терминов.

Тема текста — самое масштабное понятие, самое широкое. «Тема» означает весь круг жизненных явлений, о которых сказано в тексте. Но выражается весь этот круг явлений в одном или нескольких словах. Например, «тема любви» или «тема здоровья».

Проблема — главный вопрос, который ставит автор. Вопрос может быть сформулирован конкретными словами, а может и подразумеваться. В сочинении нам будет нужно указать на главную проблему исходного текста, потому что проблем в тексте иногда бывает несколько.

Идея — это ответ на проблему. Если автор поставил проблему, он хочет, чтобы она была решена. Чаще всего автор сам дает ответ на проблемный вопрос, но иногда оставляет читателей без ответа. Но даже в этом случае мы по его словам можем видеть, к какому ответу он больше склоняется и на какой ответ нас наталкивает. Другими словами, авторская позиция все равно нам будет ясна, даже если нет прямого ответа на поставленный вопрос.

 

Сегодня нам предстоит научиться выявлять и формулировать авторскую позицию текста.

·        Что значит «позиция автора»?

Это его отношение к обсуждаемой проблеме.

·        Какой может быть авторская позиция по отношению к изображаемому?

Ø положительной;

Ø отрицательной;

·        Какими способами может быть выражена авторская позиция?

1.     Прямо, четко, непосредственно:

·                     в названии текста;

·                     в отдельных предложениях текста;

·                     через ряд аргументов;

2.     Через модальный план текста:

·                     риторические вопросы

·                     порядок слов

·                     лексические повторы

·                     оценочную лексику

·                     модальные слова и частицы

·                     ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.

 

При формулировке авторской позиции вам помогут следующие клише (типовые конструкции):

Автор считает, что…

Автор утверждает, что…

Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…

Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что …

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

Задача автора – убедить читателей в том, что…

Автор подводит свое отношение к поднятой проблеме …

Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…

«…» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.

«…» - в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.

«…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.

«…» - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.

- в этом предложении звучит прямая авторская оценка…

- все это позволило автору выразить мысль о том, что…

- вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.

- вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Позиция автора очевидна: …

 

Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты высказываний:

Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что…

Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.

Утверждение автора, что…, бесспорно

Справедливость высказанных автором суждений несомненна

Резкая категоричность автора вызвана тем, что…

Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …

На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.

Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …

Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…

По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.

Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.

Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.

Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…

Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …

Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры

Доводы, приведенные автором, убедительны

Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п.) взгляд автора на поднятую проблему основан на…

Автор с сожалением говорит о том, что…

Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения

 

Познакомьтесь с предложенным текстом.

Борис Ганаго «Кто что увидел?»

А теперь разберем сказанное на конкретном примере.

 

КТО ЧТО УВИДЕЛ?

Полюбил бедный студент богатую девушку. Однажды она пригласила его на свой день рождения.

На юбилей единственной дочери родители позвали множество гостей, людей достойных, из известных семейств. Приходят они всегда с дорогими подарками, состязаются друг с другом: кто из них больше поразит именинницу. А что может подарить бедный студент, кроме своего любящего сердца? Да и не в цене оно сегодня. Ныне в почёте драгоценности, роскошные наряды и конверты с деньгами. А сердце в конверт не упакуешь…

Что делать? Думал студент, думал, и придумал. Он пришёл в богатый магазин и спросил:

— Нет ли у нас дорогой, но разбитой вазы?

— Есть.

— А сколько она стоит?

Стоила она сущие пустяки. Обрадованный студент попросил упаковать то, что осталось от вазы, в красивую бумагу, и поспешил в кассу.

Вечером, когда гости стали вручать свои дары, студент подошёл к виновнице торжества и со словами поздравления протянул ей свою покупку. Затем, неловко повернувшись, он как бы случайно выронил свёрток, который со звоном упал.

Присутствующие ахнули, а расстроенная именинница, подняв подарок, стала разворачивать его.

И — о, ужас! Услужливые продавцы завернули каждый осколок разбитой вазы отдельно! Гости были возмущены обманом, а молодой человек с позором бежал.

И только чистой душе девушки эти кусочки показались дороже всех даров. За ними она увидела любящее сердце.

 

1.     Определение темы и основной мысли текста.

Тема рассказа: «Выбор подарка для девушки на её День рождения» или «Как правильно поступить при выборе подарка».

 

2.     Определение проблемы текста Бориса Ганаго.

Какой же может быть проблема текста вообще?

Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, нравственная, экологическая, философская, политическая, идеологическая, социальная, международная…

Выберите из ряда прилагательных те, которые будут уместны в нашем случае.

 

Свое сочинение вы должны начать с формулировки проблемы текста. Сколько способов формулировки нам известно?

Два способа:

1.     Проблема чего? – одним словом или словосочетанием (одиночества, милосердия, экологии, взаимоотношения отцов и детей, нравственного выбора…)

2.     В форме вопроса. (Что важнее: закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Нужно ли стыдиться своего несчастья?..)

3.     Как же мы можем подвести читателя к формулировке проблемы? Каким может быть вступление?

 

Вспомним, с помощью каких речевых оборотов можно сформулировать проблему текста.

·         Коснуться какой-либо проблемы.

·         Уделить внимание какой-либо проблеме.

·         Над какой-либо проблемой думать, размышлять.

·         Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

·         Поставить, поднять, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить. разрешить какую-либо проблему.

 

В данном тексте автор ставит проблему нравственного выбора бедного студента, полюбившего богатую девушку.

 

3. Работа над вариантами начала сочинения по прочитанному тексту.

Разделитесь на две группы и за пять минут напишите примерный вариант начала сочинения, закончив работу формулировкой проблемы текста.

4.     Комментарий проблемы, поставленной в данном тексте.

Помните, что мы комментируем исходный текст, анализируем его, объясняем, но не пересказываем!

Давайте сформулируем примерный вариант комментария. Правильно ли поступил бедный студент, сознательно пойдя на обман? Зачем он попросил продавца упаковать как подарок разбитую вазу? Мог ли он поступить иначе? Как раскрылся его обман, каковы были последствия?

5.     Формулировка авторской позиции.

Следующий этап нашей работы связан с формулировкой авторской позиции по основной проблеме текста.

А где вообще в тексте автор может поместить свою позицию?

·         Она может быть предъявлена в начале текста, и затем подтверждена какими- либо доводами и примерами.

·         Позиция автора может быть сформулирована в конце текста как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.

·         В художественном тексте позиция автора не всегда формулируется четко, она вытекает из содержания текста, так что формулировать её приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на следующие вопросы:

1.     Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

2.     Как автор оценивает конкретную описываемую ситуацию, поступки героев?

 

Давайте же найдем в нашем тексте самое важное с точки зрения определения авторской позиции. (Какое это предложение?) и сформулируем позицию автора: «И только чистой душе девушки эти кусочки показались дороже всех даров. За ними она увидела любящее сердце». Люди с «чистой душой» обычно видят в поступках людей только хорошее.

Разделяете ли вы авторскую позицию? (Да)

Проблема, поднятая в данном тексте, актуальна во все времена.

 

6.     Работа по сбору аргументов. Формулировка аргументации собственного отношения к авторской позиции.

Теперь давайте вернёмся к нашему тексту. Сформулировав позицию автора, мы должны высказать своё к ней отношение, приведя в доказательство не менее двух аргументов.

Давайте вспомним, что такое аргументация и аргумент.

Аргументация – совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего–либо.

Аргумент – это довод, основание, приводимое в доказательство чего- либо.

 

Что мы можем использовать в качестве аргумента?

·         Исторические факты и события

·         Выводы науки, теории, гипотезы, аксиомы.

·         Статистические данные

·         Свидетельства очевидцев

·         Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений

·         Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы

·         Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.

·         Впечатления от встречи с человеком, компетентным в определённой области знаний.

·         Аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами из жизни или литературы. Их мы тоже можем использовать для доказательства в сочинении.

 

Давайте соберём воедино возможные варианты аргументов за авторскую позицию.

Помните, что ваша позиция должна быть сформулирована чётко, каждый аргумент – обозначен отдельно:

Во-первых,…

Во-вторых,…

Наконец,…

Это подтверждается также…

К этому можно добавить… и т.д.

Домашнее задание.

Дома вы должны будете написать сочинение по нашему сегодняшнему тексту, строго следуя схеме.

Схема написания сочинения по прочитанному тексту (алгоритм):

ВСТУПЛЕНИЕ

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста)

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРУЮ ПОДНИМАЕТ АВТОР.

3.ПОЗИЦИЯ АВТОРА К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ (комментарий, который должен опираться на исходный текст).

4.КОММЕНТАРИЙ ПОЗИЦИИ АВТОРА

5.СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ (позиция учащегося)

6.АРГУМЕНТЫ (1, 2)

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод)

Обратите внимание на речевое оформление сочинения, смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, абзацное членение, точность и выразительность речи. Проверьте соблюдение орфографических, синтаксических, языковых и речевых норм.

Внимательно прочитайте теоретический материал и будьте готовы работать по нему на онлайн-уроке во вторник.

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс