25.01.2023 г. урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Продолжаем работу по творчеству С.А. Есенина.
Двадцать пятое января
Классная работа
Тема. Соотношение лирического и эпического начала в поэме "Анна Снегина", её нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема "позднего Есенина"
О поэме “Анна Снегина” Есенин
сказал: “Это лучшее, что я написал”.
Это произведение, созданное в
1924-1925 гг., стало во многом итоговым для поэта. В этот период Есенин
обратился к философскому осмыслению происходящих в стране событий, мучительно
искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой “Анна Снегина”, он
писал: “В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину”.
Попробуем ответить на вопрос: Почему
поэма считается главным итоговым произведением Сергея Есенина?
В основе лироэпической поэмы “Анна
Снегина” (1925) лежат реальные события: два приезда поэта на Родину. Происходит
встреча Сергея, теперь уже “известного поэта”, со своей первой любовью. Только
прежних чувств нет. Она лишь напоминает поэту о его юности. В произведении
поднимаются проблемы революционных преобразований в деревне, расслоения
крестьянства, войны.
Поэма "Анна Снегина" закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики поэта: Родина, любовь, "Русь уходящая" и "Русь советская".
Сам поэт определил свое произведение как лира-эпическую поэму. Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Некоторые исследователи считаю, что это определение не совсем точно выражает её жанровое своеобразие. Вл. Турбин называет "Анну Снегину" "повестью в стихах" и находит в ней сходство с "Евгением Онегиным". А.Квятковский определяет поэму как стихотворную новеллу, т.е. повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой: "Мы все эти годы любили, /Но, значит/ Любили и нас".
В поэме Есенин развивает тему угасания "дворянских гнёзд", начатая И.С. Тургеневым в "Дворянском гнезде", развитая А.П. Чеховым в "Вишнёвом саде". У Есенина она получила свою интерпретацию, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом советской власти "дворянские гнёзда! исчезли.
Поэма начинается с рассказа возницы, который везёт возвращающегося с войны героя в родне места. Из его слов мы узнаём "печальные вести" о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радово враждуют с соседями - бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радово.
С тех пор у нас неуряды.
Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года к ряду.
У нас то падёж, то пожар.
Поэма автобиографична, в ее основе –
воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в
связи с судьбой народной.
Эпический план:
·
отношение героя к мировой и
братоубийственной гражданской войне;
· образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника).
Время действия в поэме…
1 глава: рассказ возницы о событиях лета1914
года, основное действие – весна 1917 года.
2 глава: весна 1917 года.
3 глава: лето 1917 года.
4 глава: осень (ноябрь) 1917 года.
5 глава: 1917 год + 6 лет = 1923 год, в 1920 году убит деникинцами Прон, в апреле 1923 г. – письмо Анны, в мае – приехал Сергей.
Таким образом, в поэме изображена жизнь русской
деревни с лета 1914 по лето 1923 года.
Беседа по содержанию поэмы.
- Как соотносятся автор и лирический герой? (Лирический герой не тождествен с автором).
- Как высказывается отношение к войне?
- Почему герой самовольно возвращается с войны?
- Каким видится прошлое лирическому герою?
- Каковы настроения земляков поэта?
- Какие вопросы волнуют мужиков? (О земле. О войне. Кто такой Ленин).
- Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при их встречи?
- В чём причина разлада в отношениях героя и героини?
- Как изображается в поэме новая власть?
- Как изменяется лейтмотив поэмы в заключительной её части? (Герой получает письмо с "лондонской печатью". В письме героини ни слова упрёка, ни жалобы, ни сожалении о потерянном имении, только светлая ностальгия:
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова.
Теперь я от вас далеко...
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта берёза и ель.
"Далёкие, милые" образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменено всего одно слово, но смысл поменялся значительно:
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Это все слова одного ряда: природа, Родина, весна, любовь. И прав простивший
Разберёмся во всём, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Домашнее задание.
1. Прочитайте поэму "Анна Снегина" и ответьте на вопросы (устно)
- Какие исторические события произошли в России за это время?·
- Как называются произведения, изображающие жизнь народа в переломные моменты истории? Приведите примеры таких произведений.
- Как живёт русская деревня накануне первой мировой войны?
- Расскажите о мельничихе и её муже.
- Почему они так независимы?
- Почему Сергей приехал именно к ним?
- Как изображена весенняя природа в начале поэмы?
- Чьими глазами мы видим эту красоту?
- Что вы узнали из 1 - 2 глав о главном герое поэмы?
- Какова его биография, взгляды на жизнь, на природу?
- О чем поэма? Какие события в ней отображены?
- О какой войне идет речь?
- · Какова позиция героя к войне? (1 глава, 2 глава)
- ·
Кто и как рассказывает в поэме о гражданской войне. (2
глава)
- · О чем говорит название произведения?
- ·
Какова позиция героини, суть отношения ее к миру. Где
это выявлено? Рассказ о ее судьбе. Чтение письма.
- ·
Как рассказывает о советской власти в поэме? О чем
тоскует?
- · 3-я глава – центральная в поэме. Перечислите её
основные события.
- ·
Как изображён Прон в 3-ей главе поэмы?
- ·
Почему или зачем Сергей поехал с Проном к Снегиным –
ведь не хотел?
- ·
При каких обстоятельствах происходит новая встреча с
Анной?
- ·
В чём причина такого резкого тона Анны?
- ·
Глава 4 начинается с прямой реминисценции с Пушкиным:
Всё лето провёл я в охоте
Забыл её имя и лик…
Шли годы… Бурь поры мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
- ·
Чем закончилась эта смута для Снегиных?
- ·
Как отнеслась Анна к утрате дома? Почему в этом
эпизоде так много умолчаний? О чём молчат герои?
- · Какой самый страшный для себя вывод делает “последний
поэт деревни”?
- ·
Вспомните, кто участвовал в изгнании Снегиных?
- ·
Как в судьбах братьев Оглоблиных отразились
размышления Есенина о крестьянах и революции?
·
Прочитайте эпизод возвращения Сергея на родину через 6
лет. Сравните его с изображением первого приезда.
·
Прочитайте письмо Анны. Найдите в нём разгадку
отношений героев.
- ·
Кто же, по-вашему, главный герой поэмы?
- · Как вы думаете, почему поэма о революции в деревне названа именем возлюбленной Сергея?
Комментарии
Отправить комментарий