25.01.2023 г. урок литературы 11-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Продолжаем работу по творчеству С.А. Есенина.

Двадцать пятое января

Классная работа

Тема. Соотношение лирического и эпического начала в поэме "Анна Снегина", её нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема "позднего Есенина"

О поэме “Анна Снегина” Есенин сказал: “Это лучшее, что я написал”.

Это произведение, созданное в 1924-1925 гг., стало во многом итоговым для поэта. В этот период Есенин обратился к философскому осмыслению происходящих в стране событий, мучительно искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой “Анна Снегина”, он писал: “В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину”.

    

Попробуем ответить на вопрос: Почему поэма считается главным итоговым произведением Сергея Есенина?

В основе лироэпической поэмы “Анна Снегина” (1925) лежат реальные события: два приезда поэта на Родину. Происходит встреча Сергея, теперь уже “известного поэта”, со своей первой любовью. Только прежних чувств нет. Она лишь напоминает поэту о его юности. В произведении поднимаются проблемы революционных преобразований в деревне, расслоения крестьянства, войны.

Поэма "Анна Снегина" закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики поэта: Родина, любовь, "Русь уходящая" и "Русь советская".

Сам поэт определил свое произведение как лира-эпическую поэму. Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Некоторые исследователи считаю, что это определение не совсем точно выражает её жанровое своеобразие. Вл. Турбин называет "Анну Снегину" "повестью в стихах" и находит в ней сходство с "Евгением Онегиным". А.Квятковский определяет поэму как стихотворную новеллу, т.е. повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой: "Мы все эти годы любили, /Но, значит/ Любили и нас".

В поэме Есенин развивает тему угасания "дворянских гнёзд", начатая И.С. Тургеневым в "Дворянском гнезде", развитая А.П. Чеховым в "Вишнёвом саде". У Есенина она получила свою интерпретацию, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом советской власти "дворянские гнёзда! исчезли.

Поэма начинается с рассказа возницы, который везёт возвращающегося с войны героя в родне места. Из его слов мы узнаём "печальные вести" о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радово враждуют с соседями - бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радово.

С тех пор у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года к ряду.

У нас то падёж, то пожар.

Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

Эпический план:

·        отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне;

·        образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника).

Время действия в поэме…

1 глава: рассказ возницы о событиях лета1914 года, основное действие – весна 1917 года.

2 глава: весна 1917 года.

3 глава: лето 1917 года.

4 глава: осень (ноябрь) 1917 года.

5 глава: 1917 год + 6 лет = 1923 год, в 1920 году убит деникинцами Прон, в апреле 1923 г. – письмо Анны, в мае – приехал Сергей.

    Таким образом, в поэме изображена жизнь русской деревни с лета 1914 по лето 1923 года.

Беседа по содержанию поэмы.

- Как соотносятся автор и лирический герой? (Лирический герой не тождествен с автором).

- Как высказывается отношение к войне?

- Почему герой самовольно возвращается с войны?

- Каким видится прошлое лирическому герою?

- Каковы настроения земляков поэта?

- Какие вопросы волнуют мужиков? (О земле. О войне. Кто такой Ленин).

- Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при их встречи?

- В чём причина разлада в отношениях героя и героини?

- Как изображается в поэме новая власть?

- Как изменяется лейтмотив поэмы в заключительной её части? (Герой получает письмо с "лондонской печатью". В письме героини ни слова упрёка, ни жалобы, ни сожалении о потерянном имении, только светлая ностальгия:

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова.

Теперь я от вас далеко...

В России теперь апрель.

И синею заволокой

Покрыта берёза и ель.

"Далёкие, милые" образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменено всего одно слово, но смысл поменялся значительно:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Это все слова одного ряда: природа, Родина, весна, любовь. И прав простивший

Разберёмся во всём, что видели, 

Что случилось, что сталось в стране, 

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине. 

Домашнее задание

1. Прочитайте поэму "Анна Снегина" и ответьте на вопросы (устно)

  •  Какие исторические события произошли в России за это время?·        
  • Как называются произведения, изображающие жизнь народа в переломные моменты истории? Приведите примеры таких произведений.
  • Как живёт русская деревня накануне первой мировой войны?
  • Расскажите о мельничихе и её муже.
  • Почему они так независимы?
  • Почему Сергей приехал именно к ним?
  •  Как изображена весенняя природа в начале поэмы?
  • Чьими глазами мы видим эту красоту?
  • Что вы узнали из 1 - 2 глав о главном герое поэмы?
  • Какова его биография, взгляды на жизнь, на природу?
·        Подведём некоторые итоги. Произведение на эпическую тему, написано от имени героя, который во многом близок автору, выражает его мысли чувства (хотя бы в отношении к войне, природе). Вспомните, как называется такое произведение? 
  • О чем поэма? Какие события в ней отображены? 
  • О какой войне идет речь?
  • ·        Какова позиция героя к войне? (1 глава, 2 глава)
  • ·        Кто и как рассказывает в поэме о гражданской войне. (2 глава)
  • ·        О чем говорит название произведения?
  • ·        Какова позиция героини, суть отношения ее к миру. Где это выявлено? Рассказ о ее судьбе. Чтение письма.
  • ·        Как рассказывает о советской власти в поэме? О чем тоскует?
  • ·        3-я глава – центральная в поэме. Перечислите её основные события.
  • ·        Как изображён Прон в 3-ей главе поэмы?
  • ·        Почему или зачем Сергей поехал с Проном к Снегиным – ведь не хотел?
  • ·        При каких обстоятельствах происходит новая встреча с Анной?
  • ·        В чём причина такого резкого тона Анны?
  • ·        Глава 4 начинается с прямой реминисценции с Пушкиным:

Всё лето провёл я в охоте
Забыл её имя и лик…
Шли годы… Бурь поры мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

  • ·        Чем закончилась эта смута для Снегиных?
  • ·        Как отнеслась Анна к утрате дома? Почему в этом эпизоде так много умолчаний? О чём молчат герои?
  • ·        Какой самый страшный для себя вывод делает “последний поэт деревни”?
  • ·        Вспомните, кто участвовал в изгнании Снегиных?
  • ·        Как в судьбах братьев Оглоблиных отразились размышления Есенина о крестьянах и революции?

·        Прочитайте эпизод возвращения Сергея на родину через 6 лет. Сравните его с изображением первого приезда.

·        Прочитайте письмо Анны. Найдите в нём разгадку отношений героев.

  • ·        Кто же, по-вашему, главный герой поэмы?
  • ·  Как вы думаете, почему поэма о революции в деревне названа именем возлюбленной Сергея?
2. 2. Прочитайте поэму Есенина "Чёрный человек".
3. 3. Подготовьтесь к онлайн-уроку "Выразительное чтение" стихотворений.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс