30.01.2023 г. урок русского языка 11-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

Тридцатое января

Классная работа

Тема.                                     Особенности художественного стиля

    Художественный стиль речи рассматривается часто как язык художественной литературы и занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух материей, без которой не может быть создано произведение.

         «Мёртвых слов нет – все они оживают в сочетаниях», - писал А.Н. Толстой. И задача писателя в том и состоит, чтобы «оживить слово». Если не найдено нужное слово, то и не родился образ.

        Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Н. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать чувства. Всё это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

        Посмотрите видеоурок:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4848/main/93581/

        Прочитайте. Запишите в тетрадь те определения, которые вам необходимо вспомнить.

        Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

        Гипербола — чрезмерное преувеличение с целью увеличения образности.

        Ирония - употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

        Литота - чрезмерное преуменьшение с целью увеличения образности.

        Метафора - слово или устойчивое выражение, употребленные в переносном значении, для определения предмета или явления на основе какого-либо свойства, аналогии.

        Метонимия - слово или выражение, употребленные в переносном значении для определения предмета или явления на основе непосредственной внешней или внутренней связи двух предметов или явлений.

        Окказионализм - слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста.

        Оксюморон - средство стилистической выразительности, состоящее в сочетании контрастных по значению слов.

        Олицетворение - приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

        Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на количественном отношении между предметами (часть вместо целого и целое вместо части, единственное число вместо множественного и множественное вместо единственного и др.).

        Сравнение - слово и выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

        Троп - оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

        Фигура речи - средство выразительности, в основе которого лежит особое построение предложения.

        Эпитет - образное определение предмета или явления, подчеркивающее их характерное свойство.

        Прочитайте отрывок из книги М.М. Пришвина «За волшебным колобком».

        1) Реки нет, птиц нет, леса нет, зато перед глазами такой покой, такой отдых! 2) Я забываю о птицах, я понимаю, что это совсем не то. 3) Я не говорю себе: «Это Имандра, горное озеро». 4) Нет, я пью это вечное спокойствие.

        5) Имандра – это мать, молодая, спокойная. 6) Быть может, и я когда-нибудь здесь родился, у этого пустынного спокойного озера, окружённого чуть видными чёрными горами с белыми пятнами. 7) Я знаю, что это озеро высоко над землёй, что тут теперь солнце не сходит с неба, что всё здесь прозрачно и чисто. 8) И всё это потому, что очень высоко над землёй, почти на небе.

        9) Такой прозрачной воды я никогда не видел. 10) Кажется, что она должна быть совсем лёгкой, невесомой. 11) Не могу удержаться, чтобы не попробовать: холодная, как лёд. 12) Всего две недели, говорят мне, как Имандра освободилась ото льда. 13) Холодная вода и потому, что с гор – налево горы Чуна-тундра, направо чуть видны Хибинские. 14) Непрерывно всё лето стекает тающий снег.

        15) Хорошая погода, но какая-то странная. 16) Вероятно, такой день был после потопа, когда только начала сбывать вода. 17) Вся эта грешная земля, там, внизу, залита водой; остались только эти чёрные верхушки гор с белыми пятнами. 18) Всё успокоилось, потому что всё умерло. 19) И смертную тишину насквозь пронизали лучи вечного солнца. 20) Вода, небо, кончики гор.

        21) Достаю мелкую монету и пускаю в воду. 22) Она превращается в зелёный светящийся листик и начинает там порхать из стороны в сторону. 23) Потом дальше, в глубине, она светится изумрудным светом и не исчезает. 24) Её зелёный глазок смотрит оттуда, из затопленных садов и лесов, сюда, наверх, в страну незаходящего солнца.

        Проанализируем текст. Подготовьте ответы на вопросы (устно).

        Работа с 1 – 4 абзацами.

·        С какого предложения начинается этот текст?

·        Какое изобразительно-выразительное средство вы увидели в этом предложении?

·        Найдите изобразительно-выразительные средства языка в первом абзаце.

·        Как объяснить выбор используемых средств? С какой целью автор употребляет их?

·        Какими ещё изобразительно-выразительными средствами подтверждает автор чистоту, первозданность, неповторимость, тишину?

·        В каком предложении выражена основная мысль текста?

·        Имандра – это мать, молодая, спокойная. Какое изобразительное средство применяет автор?

·        Как вы понимаете это выражение?

Работа с 5-ым абзацем.

·        Выпишите однокоренные и синонимичные словосочетания из 5-ого абзаца

·        Какие средства выразительности использует автор, употребляя эти словосочетания?

·        Почему преобладает зелёный цвет?

·        Какие особенности на уровне фонетики вы заметили в 5-ом абзаце?

·        Какой приём использует автор в последнем предложении?

·        Какая картина предстаёт перед вами при сравнении 1 – 4 и 5 абзацев? Какой рисунок вы бы нарисовали, изображая эту картину? Какое средство выразительности использует автор в тексте?

         Мы разобрали текст художественного стиля. Давайте обобщим знания об этом стиле речи.

Заполните вторую колонку таблицы.

Сфера применения.

 Где используется?

Задачи речи.

Стилевые черты. Каким бывает высказывание?

Функция

Домашнее задание. Выполните задания и заполните таблицу. Прочитайте теоретический материал учебника, с. 186-188 и составьте план статьи.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс