01.03.2023 урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Первое марта
Классная работа
Тема. М.А. Булгаков "Роман-лабиринт" со сложной философской проблематикой ("Мастер и Маргарита")
Мы продолжаем с вами поиски ответа на вопрос «что, по мнению Булгакова и его героев, имеет настоящую цену в жизни?». Главной проблемой своей страны он считал отсутствие культуры и темноту, становился на защиту „разумного, доброго, вечного”, и это побуждало его к творчеству, настолько многогранной, что произведения художника и ныне воспринимаются и понимаются по-разному.
1. Роман " Мастер и Маргарита» — вершина творчества писателя. Произведение, глубину которого нельзя исчерпать. Американский литературовед Н. Крепе в книге «Булгаков и Пастернак как романисты» писал: «Роман Булгакова для русской литературы действительно в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дается в руки. Только критики приближаются к нему со своей стандартной системой мерок, как видят, что что-то не так, а кое-что совсем не так. Фантастика наталкивается на чистый реализм, миф на историческую достоверность, теософия — на демонизм, романтика на клоунаду». Этот роман не имеет аналогов даже в европейской литературе.
«Мастер и Маргарита» - « роман – лабиринт» со сложной философской проблематикой. И сегодня на уроке мы говорим о проблематике произведения, его культурных и литературных источниках, особенностях композиции и взаимодействии трех миров в романе.
2. Ответьте на вопросы (устно)
- Кто главные герои романа?
- Как они связаны между собой?
- Что именно хотел донести читателям Михаил Булгаков?
3. Истории создания романа.
Известно шесть
редакций произведения.
Сначала писатель
хотел написать "роман о дьяволе" - сатирическую фантасмагорию со
вставной новеллой о Христе и Пилате.
Варианты названий романа были такие: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В (...)», «Гастроль (Воланда)», "инженер с копытом" и др. 1931-1932 гг. в роман вошли образы Мастера и Маргариты, а 1937-1938 гг. появилось окончательное название — «Мастер и Маргарита».
4. Источники романа.
- Реальные факты жизни Булгакова и истории СССР в 1920-1930 гг.
Жизнь в СССР в 1920-1930 гг., крах религии как целого пласта духовной и культурной жизни, художественные организации, быт горожан, репрессии, судьбы художников и тому подобное. Жизнь Москвы и Киева, двух городов, с которыми больше всего связана деятельность художника. В фигуре Мастера усматриваются автобиографические черты (травля Мастера и Булгакова в литературных кругах, история любви Мастера и Маргариты – Булгакова и Елены Сергеевны).
- Мифологические.
Евангельские
легенды об Иисусе Христе, Понтии Пилате, Иуде и др. библейские мифы о Дьяволе и
поединке Христа с ним.
Славянские мифы о ведьмах, демонах, нечистой силе. Европейские мифы (немецкая легенда о рождении Пилата, швейцарская легенда о беспокойстве Пилата и его муки. Гелла-вапир, на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, которые превращались в вампиров и тому подобное).
- Апокрифы (различные трактовки судьбы
Иуды, Пилата и других библейских персонажей.
В частности Азазелло – падший ангел, который научил людей изготовлять оружие и украшения, Бегемот – подручный Сатаны, который жил в невидимой пустыне " на востоке от сада, где жили праведные, и наделял людей животными наклонностями)
5. Лекция учителя. Ребята, по материалу лекции выполните опорный конспект.
Как видите, роман
« Мастер и Маргарита» не укладывается в привычные жанровые схемы.
Литературоведы видят в нем признаки модернистского
романа, однако некоторые видят основания называть его бытовым, поскольку в нем широко представлена картина московского
быта 30 гг. хх в.. Можно считать его фантастическим,
мистическим, философским, сатирическим,
любовно-лирическим.
Но все же большинство исследователей склоняются к определению произведения как роман-миф. Роман-миф обращается к древним сюжетам (в нашем случае к новозаветным) и чаще вступает с ними в полемику. Так записи Левия Матфея оцениваются Иешуа как не соответствующие действительности. Соответственно, и текст романа строится как «истинная» версия событий. У Булгакова достоверность событий удостоверяет их очевидец – Воланд.
Основные признаки романа-мифа таковы:
- многомерность: их первая сюжетно-образная реальность-современность или история, везде которую "просвечивает" миф;
- мощная система символов;
- идея реальности мифологического мира (в отличие от романтиков, у которых этот мир был недостижимой целью);
- система двойников.
Обратимся к
композиции произведения.
«Роман в романе»
— прием, который позволяет Булгакову вставить в роман о современной писателю
жизни и о судьбе Мастера (написан в духе фантастического реализма), роман об
античной жизни (роман-миф), который якобы пишет герой — Мастер.
На первый взгляд
это два совершенно не связанных друг с другом рассказа ни по содержанию, ни
даже по исполнению.
Возникает
впечатление, что их действительно писали разные люди: яркие краски,
фантастические образы, причудливый стиль в современных картинах и очень точный,
строгий, даже несколько торжественный тон в романе о Понтии Пилате, который
выдерживается во всех библейских главах.
Композиция
романа построена по принципу контрапункта, то есть сочетания различных,
относительно независимых сюжетных линий, которые развиваются с разной
скоростью. Это предопределяет определенную полифонию произведения, его
обобщающий характер.
Особенностью
композиции является также то, что эпическое повествование сочетается с
лирическими отступлениями, в которых проявляется авторская позиция. Булгаков
мастерски сочетает "московские» и "ершалаимские" разделы
произведения: он использует почти дословные повторы тех же предложений в конце
раздела и в начале следующего.
Действие фабул происходит соответственно в 29 и 1929 годах от Рождества Христова, и таким образом, они развиваются как бы одновременно. Это позволяет писателю рассматривать современность с позиции вечности и сквозь призму христианских ценностей.
Обратимся к словарю литературоведческих терминов, чтобы выяснить значение термина хронотоп или пространство.
Хронотоп (греч. сһгопоѕ — время, topos — место)
— взаимосвязь временных и пространственных характеристик, изображенных в
художественном произведении. Время в художественном мире (произведении) предстает
как многомерная категория, в которой различают фабульно-сюжетное время и повествовательное
время. Таким образом выявляют расхождение между тем, когда упомянутые,
описанные события произошли и когда о них сообщил рассказчик или рассказчик как
свидетель и участник этих событий или только информатор, который определенным
образом узнал о них.
Художественное время произведения зависит от его наполненности важными событиями и их пространственной обозримости. Художественное пространство в произведении также не совпадает с местом развертывания событий или пребывания персонажей: локальный интерьер, пейзаж размыкаются в широкий мир средствами ретроспекции (упоминания, воспоминания, сны, бред).
Хронотоп романа.
События в
московской части романа происходят в Страстную неделю с 1(пятница) по 4 мая
1929 года, а ночной полет приходится в ночь на Пасхальное воскресенье 5 мая.
Ершалаимские
события-суд над Иешуа и казнь происходят в пятницу 14 нисана. Попутно
упоминается, что Иешуа приехал в Ершалаим в среду, 12 Нисана, а заканчиваются
ершалаимские события утром в субботу 15 нисана. По древнееврейскому календарю
это могло быть в 29-ом г. Таким образом, события в современном мире и в ершалаимских
главах разделяют 1900 лет.
Роман " Мастер и Маргарита» часто
называют романом-лабиринтом. Иногда читателю кажется, что двигаться на его
страницах можно в разных направлениях, но в конце концов все сходится в одной
точке — заключительном аккорде грандиозного финала.
Такая художественная
структура произведения не просто произведение фантазии художника. Изображая
разные миры, Булгаков подчеркивал разрыв между ними. Люди живут на Земле и не
думают о Боге, о Вселенной. Злободневные проблемы отодвинули на второй план
вечные ценности. Не значит ли это, что мир потерял свою духовную цель и летит в
пропасть?
В построении романа усматривается влияние философа Григория Сковороды, в трактате которого «Потоп змеиный» изложена концепция о существовании трех миров: земного, космического и библейского; и каждый из них имеет две стороны — внешнюю (ту, что все видят) и внутреннюю (невидимую). Использование мотивов Сковороды помогает писателю раскрыть скрытый смысл жизни и показать его истинную сущность.
ТРИ МИРА В РОМАНЕ…
1) Ершалаимский (библейский):
-
Иешуа Га-Ноцри,
- Понтий Пилат,
- Левий Матвей, Иуда.
2) Московский (земной):
- Берлиоз,
- Римский,
- Варенуха,
- Ласточкин.
3) Фантастический (космический):
- Воланд и его почет (Азазелло, Коровьев-Фагот, кот Бегемот и другие).
Вывод 1:
Описывая в библейском мире противостояния всесильного прокуратора и мечтателя,
который хочет спасти мир, писатель утверждает превосходстве власти духовной,
истинной над властью земной, держится на насилии и страхе.
Вывод 2: Люди в земном мире забыли о том, зачем
пришли в этот мир. Они лгут, завидуют, злобствуют, сплетничают, стремятся к
легкой наживе, перестали различать добро и зло, забыли о своем предназначении.
Изображая образ московских обывателей, Булгаков напоминает нам об истинных
человеческих ценностях.
Вывод 3: Воланд и его свита предстают как воплощение
справедливой кары тем, кто забывает о морали, не выдержал соблазна. Булгаковский
Воланд не сеет зло, а обличает его. Справедливыми приказами и поступками он
восстанавливает равновесие между добром и злом. Зло в романе – не проделки
сатаны. Ответственность за несправедливость автор возлагает на людей.
Воланд-это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа.
Герои романа образуют типологические
параллели.
Например:
Мастер
оказывается во многом близким Иешуа Га-Ноцри, он так же стремится к истине.
Воланд — Понтий
Пилат — профессор Стравинский представляют в трех мирах образы власти.
Реальный мир
представлен в романе как обобщение советской действительности
конца 1920-х — 1930-х годов.
Автор
затрагивает проблему разрыва этих трех миров. Люди перестали думать
о Боге, вселенной, потеряв духовную
систему ценностей, и потому роман является
предостережением человечеству о катастрофичности последствий такого разрыва.
6. Беседа по вопросам
1) Кто, по Вашему мнению, «настоящий» герой ершалаимских глав – Пилат ли Иешуа?
2) На какие две части распадается диалог между прокуратором и бродячим философом Га-Ноцри?
3) Как вы понимаете смысл слов: «
Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столом загорелась
пыль»
(Столб света выступает как альтернатива выбора для прокуратора: или он спасет обвиняемого, нарушив закон, либо отправит на крест « ни в чем не повинного безумного мечтателя и врача»).
4) Что происходит в душе Пилата? Какие
чувства борются в нем?
(В душе Пилата ведут противоборство две ипостаси - представитель власти и человек. Диалог между Пилатом –человеком и Иешуа-человеком возможен, но диалог между государственным служащим и нарушителем спокойствия в государстве –нет).
5) Что заставило Пилата согласиться с
Каифой предать Иешуа?
(трусость,
чувство страха)
6) На самом ли деле « трусость - самый
страшный порок»?
7) Как Булгаков дает понять, что
возврата к прежней жизни у Пилата нет, что он потерял что-то такое, без чего
жизнь потеряла смысл?
(Вся
ответственность за казнь Иешуа в романе Мастера возлагается на прокуратора,
который малодушно испугался гнева верховной власти.
Булгаков отказывается от идеи коллективной вины. Писатель считает, что не может быть общей вины, как не может быть и общего раскаяния, потому что мир состоит из конкретных людей, которые совершают те или иные поступки, и каждый лично несет ответственность за то, что совершил).
8) Кого же в конце концов, отправляя на
смерть Иешуа, предал прокуратор?
(Себя, свою человеческую сущность, из-за этого ему не спится, он не знает куда себя деть, ибо в нем бунтует совесть).
9) Или заканчиваются мучения Понтия
Пилата? Когда именно? Какие библейские заповеди мы чувствуем и видим в романе?
(Любовь к ближнему, совершающая милосердное прощение)
10) Что означает имя Иешуа? Что хотел этим именем донести до читателей Булгаков? (Имя Иешуа является древнееврейским вариантом имени Иисуса (как и Ершалаим — древнееврейское название Иерусалима). Слово «Иешуа» означает «да поможет Бог». Итак, Михаил Булгаков в романе утверждает, что каждый человек может идти по пути Христа, нести в мир нравственные истины, жить ради добра).
11) Как вы думаете, о чем будут говорить Понтий Пилат и Иешуа, которые, встретившись, вместе пошли по лунной дорогой?
Подготовьте ответы на вопросы (для урока онлайн).
1. Способен ли человек устоять против козней сатаны и остаться человеком или все же обречен к падению? Так смогли ли москвичи устоять против происков дьявола и какие качества они проявили?
2. Над чем размышлял Воланд, наблюдая за московской публикой?
3. Что бы вы ответили мессиру, если бы он спросил здесь и сейчас , изменились ли люди внутренне?
4. Что нас заставил увидеть Воланд во время представления в Варьете?
5. О чем спорили Берлиоз с Воландом на Патриарших прудах?
6. Почему Воланд решил выкинуть из Москвы Степу Лиходеева?
7. Почему спутник Берлиоза – поэт Иван Бездомный тоже оказался в немилости у Воланда?
8. Как и за что наказывает Воланд Никанора Ивановича Босого, председателя жилищного товарищества?
9. Какой вывод по земному (московскому) мы можем сделать?
(Люди в земном мире забыли о том, зачем пришли в этот мир. Они лгут, завидуют, злобствуют, сплетничают, стремятся к легкой наживе, перестали различать добро и зло, верить в Бога, забыли о своем предназначении. Изображая образ московских обывателей, Булгаков напоминает нам об истинных человеческих ценностях).
10. Какую роль играет Воланд и его свита в романе?
-
Слово учителя.
В романе утверждается идея высоких человеческих ценностей: добра, справедливости, любви, воли. Души любимых героев Булгакова неподвластны ни дьяволу, ни земной власти. И это должно стать залогом будущего духовного возрождения мира.
- Запишите в порядке убывания, какие человеческие ценности, на ваш взгляд, Булгаков считает самыми главными: честь, любовь, здоровье, власть, богатство, ум, совестливость, красота, благородство, порядочность, добро, внутренняя свобода.
Фантастическая «дьяволиада» в романе предстает как следствие столкновения вечности (космического) и реального мира советской действительности. Происходит неожиданное и феерическое сочетание мистики и сатиры.
Больше всего в фантастической "дьяволиаде" поражает поведение Воланда и его свиты — вместо ожидаемого творения зла (ведь дьявол, безусловно, величайшее из всего возможного зла) они наказывают некомпетентных чиновников, взяточников, мошенников, лжецов, доносчиков и тому подобное. Есть "той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого"»
Домашнее задание.
Написать историю жизни:
- Мастера
(мальчики)
- Маргариты
(девочки)
Комментарии
Отправить комментарий