01.03.2023 урок литературы 11-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

Первое марта

Классная работа

Тема. М.А. Булгаков "Роман-лабиринт" со сложной философской проблематикой ("Мастер и Маргарита")

Мы продолжаем с вами поиски ответа на вопрос «что, по мнению Булгакова и его героев, имеет настоящую цену в жизни?». Главной проблемой своей страны он считал отсутствие культуры и темноту, становился на защиту „разумного, доброго, вечного”, и это побуждало его к творчеству, настолько многогранной, что произведения художника и ныне воспринимаются и понимаются по-разному.

1. Роман " Мастер и Маргарита» — вершина творчества писателя. Произведение, глубину которого нельзя исчерпать. Американский литературовед Н. Крепе в книге «Булгаков и Пастернак как романисты» писал: «Роман Булгакова для русской литературы действительно в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дается в руки. Только критики приближаются к нему со своей стандартной системой мерок, как видят, что что-то не так, а кое-что совсем не так. Фантастика наталкивается на чистый реализм, миф на историческую достоверность, теософия — на демонизм, романтика на клоунаду». Этот роман не имеет аналогов даже в европейской литературе.

«Мастер и Маргарита» - « роман – лабиринт» со сложной философской проблематикой. И сегодня на уроке мы говорим о проблематике произведения, его культурных и литературных источниках, особенностях композиции и взаимодействии трех миров в романе.

2. Ответьте на вопросы (устно)

- Кто главные герои романа?

- Как они связаны между собой?

- Что именно хотел донести читателям Михаил Булгаков?

3. Истории создания романа.

Известно шесть редакций произведения.

Сначала писатель хотел написать "роман о дьяволе" - сатирическую фантасмагорию со вставной новеллой о Христе и Пилате.

Варианты названий романа были такие: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В (...)», «Гастроль (Воланда)», "инженер с копытом" и др. 1931-1932 гг. в роман вошли образы Мастера и Маргариты, а 1937-1938 гг. появилось окончательное название — «Мастер и Маргарита».

4. Источники романа.

- Реальные факты жизни Булгакова и истории СССР в 1920-1930 гг.

Жизнь в СССР в 1920-1930 гг., крах религии как целого пласта духовной и культурной жизни, художественные организации, быт горожан, репрессии, судьбы художников и тому подобное. Жизнь Москвы и Киева, двух городов, с которыми больше всего связана деятельность художника. В фигуре Мастера усматриваются автобиографические черты (травля Мастера и Булгакова в литературных кругах, история любви Мастера и Маргариты – Булгакова и Елены Сергеевны).

- Мифологические.

Евангельские легенды об Иисусе Христе, Понтии Пилате, Иуде и др. библейские мифы о Дьяволе и поединке Христа с ним.

Славянские мифы о ведьмах, демонах, нечистой силе. Европейские мифы (немецкая легенда о рождении Пилата, швейцарская легенда о беспокойстве Пилата и его муки. Гелла-вапир, на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, которые превращались в вампиров и тому подобное).

- Апокрифы (различные трактовки судьбы Иуды, Пилата и других библейских персонажей.

В частности Азазелло – падший ангел, который научил людей изготовлять оружие и украшения, Бегемот – подручный Сатаны, который жил в невидимой пустыне " на востоке от сада, где жили праведные, и наделял людей животными наклонностями)

5. Лекция учителя. Ребята, по материалу лекции выполните опорный конспект.

Как видите, роман « Мастер и Маргарита» не укладывается в привычные жанровые схемы. Литературоведы видят в нем признаки модернистского романа, однако некоторые видят основания называть его бытовым, поскольку в нем широко представлена картина московского быта 30 гг. хх в.. Можно считать его фантастическим, мистическим, философским, сатирическим, любовно-лирическим.

Но все же большинство исследователей склоняются к определению произведения как роман-миф. Роман-миф обращается к древним сюжетам (в нашем случае к новозаветным) и чаще вступает с ними в полемику. Так записи Левия Матфея оцениваются Иешуа как не соответствующие действительности. Соответственно, и текст романа строится как «истинная» версия событий. У Булгакова достоверность событий удостоверяет их очевидец – Воланд.

Основные признаки романа-мифа таковы:

- многомерность: их первая сюжетно-образная реальность-современность или история, везде которую "просвечивает" миф;

- мощная система символов;

- идея реальности мифологического мира (в отличие от романтиков, у которых этот мир был недостижимой целью);

- система двойников.

Обратимся к композиции произведения.

«Роман в романе» — прием, который позволяет Булгакову вставить в роман о современной писателю жизни и о судьбе Мастера (написан в духе фантастического реализма), роман об античной жизни (роман-миф), который якобы пишет герой — Мастер.

На первый взгляд это два совершенно не связанных друг с другом рассказа ни по содержанию, ни даже по исполнению.

Возникает впечатление, что их действительно писали разные люди: яркие краски, фантастические образы, причудливый стиль в современных картинах и очень точный, строгий, даже несколько торжественный тон в романе о Понтии Пилате, который выдерживается во всех библейских главах.

Композиция романа построена по принципу контрапункта, то есть сочетания различных, относительно независимых сюжетных линий, которые развиваются с разной скоростью. Это предопределяет определенную полифонию произведения, его обобщающий характер.

Особенностью композиции является также то, что эпическое повествование сочетается с лирическими отступлениями, в которых проявляется авторская позиция. Булгаков мастерски сочетает "московские» и "ершалаимские" разделы произведения: он использует почти дословные повторы тех же предложений в конце раздела и в начале следующего.

Действие фабул происходит соответственно в 29 и 1929 годах от Рождества Христова, и таким образом, они развиваются как бы одновременно. Это позволяет писателю рассматривать современность с позиции вечности и сквозь призму христианских ценностей.

Обратимся к словарю литературоведческих терминов, чтобы выяснить значение термина хронотоп или пространство.

Хронотоп (греч. сһгопоѕ — время, topos — место) — взаимосвязь временных и пространственных характеристик, изображенных в художественном произведении. Время в художественном мире (произведении) предстает как многомерная категория, в которой различают фабульно-сюжетное время и повествовательное время. Таким образом выявляют расхождение между тем, когда упомянутые, описанные события произошли и когда о них сообщил рассказчик или рассказчик как свидетель и участник этих событий или только информатор, который определенным образом узнал о них.

Художественное время произведения зависит от его наполненности важными событиями и их пространственной обозримости. Художественное пространство в произведении также не совпадает с местом развертывания событий или пребывания персонажей: локальный интерьер, пейзаж размыкаются в широкий мир средствами ретроспекции (упоминания, воспоминания, сны, бред).

Хронотоп романа.

События в московской части романа происходят в Страстную неделю с 1(пятница) по 4 мая 1929 года, а ночной полет приходится в ночь на Пасхальное воскресенье 5 мая.

Ершалаимские события-суд над Иешуа и казнь происходят в пятницу 14 нисана. Попутно упоминается, что Иешуа приехал в Ершалаим в среду, 12 Нисана, а заканчиваются ершалаимские события утром в субботу 15 нисана. По древнееврейскому календарю это могло быть в 29-ом г. Таким образом, события в современном мире и в ершалаимских главах разделяют 1900 лет.

    Роман " Мастер и Маргарита» часто называют романом-лабиринтом. Иногда читателю кажется, что двигаться на его страницах можно в разных направлениях, но в конце концов все сходится в одной точке — заключительном аккорде грандиозного финала.

Такая художественная структура произведения не просто произведение фантазии художника. Изображая разные миры, Булгаков подчеркивал разрыв между ними. Люди живут на Земле и не думают о Боге, о Вселенной. Злободневные проблемы отодвинули на второй план вечные ценности. Не значит ли это, что мир потерял свою духовную цель и летит в пропасть?

В построении романа усматривается влияние философа Григория Сковороды, в трактате которого «Потоп змеиный» изложена концепция о существовании трех миров: земного, космического и библейского; и каждый из них имеет две стороны — внешнюю (ту, что все видят) и внутреннюю (невидимую). Использование мотивов Сковороды помогает писателю раскрыть скрытый смысл жизни и показать его истинную сущность.

ТРИ МИРА В РОМАНЕ…

1) Ершалаимский (библейский):

 - Иешуа Га-Ноцри,

- Понтий Пилат,

- Левий Матвей, Иуда.

2) Московский (земной):

- Берлиоз,

- Римский,

- Варенуха,

- Ласточкин.

3) Фантастический (космический):

- Воланд и его почет (Азазелло, Коровьев-Фагот, кот Бегемот и другие).

Вывод 1: Описывая в библейском мире противостояния всесильного прокуратора и мечтателя, который хочет спасти мир, писатель утверждает превосходстве власти духовной, истинной над властью земной, держится на насилии и страхе.

Вывод  2: Люди в земном мире забыли о том, зачем пришли в этот мир. Они лгут, завидуют, злобствуют, сплетничают, стремятся к легкой наживе, перестали различать добро и зло, забыли о своем предназначении. Изображая образ московских обывателей, Булгаков напоминает нам об истинных человеческих ценностях.

Вывод  3: Воланд и его свита предстают как воплощение справедливой кары тем, кто забывает о морали, не выдержал соблазна. Булгаковский Воланд не сеет зло, а обличает его. Справедливыми приказами и поступками он восстанавливает равновесие между добром и злом. Зло в романе – не проделки сатаны. Ответственность за несправедливость автор возлагает на людей.

Воланд-это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа.

Герои романа образуют типологические параллели.

Например:

Мастер оказывается во многом близким Иешуа Га-Ноцри, он так же стремится к истине.

Воланд — Понтий Пилат — профессор Стравинский представляют в трех мирах образы власти.

Реальный мир представлен в романе как обобщение советской действительности

конца 1920-х — 1930-х годов.

Автор затрагивает проблему разрыва этих трех миров. Люди перестали думать

о Боге, вселенной, потеряв духовную систему ценностей, и потому роман является

предостережением человечеству о катастрофичности последствий такого разрыва.

6. Беседа по вопросам

1) Кто, по Вашему мнению, «настоящий» герой ершалаимских глав – Пилат ли Иешуа?

2) На какие две части распадается диалог между прокуратором и бродячим философом Га-Ноцри?

3) Как вы понимаете смысл слов: « Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столом загорелась пыль»

(Столб света выступает как альтернатива выбора для прокуратора: или он спасет обвиняемого, нарушив закон, либо отправит на крест « ни в чем не повинного безумного мечтателя и врача»).

4) Что происходит в душе Пилата? Какие чувства борются в нем?

(В душе Пилата ведут противоборство две ипостаси - представитель власти и человек. Диалог между Пилатом –человеком и Иешуа-человеком возможен, но диалог между государственным служащим и нарушителем спокойствия в государстве –нет).

5) Что заставило Пилата согласиться с Каифой предать Иешуа?

(трусость, чувство страха)

6) На самом ли деле « трусость - самый страшный порок»?

7) Как Булгаков дает понять, что возврата к прежней жизни у Пилата нет, что он потерял что-то такое, без чего жизнь потеряла смысл?

(Вся ответственность за казнь Иешуа в романе Мастера возлагается на прокуратора, который малодушно испугался гнева верховной власти.

Булгаков отказывается от идеи коллективной вины. Писатель считает, что не может быть общей вины, как не может быть и общего раскаяния, потому что мир состоит из конкретных людей, которые совершают те или иные поступки, и каждый лично несет ответственность за то, что совершил).

8) Кого же в конце концов, отправляя на смерть Иешуа, предал прокуратор?

(Себя, свою человеческую сущность, из-за этого ему не спится, он не знает куда себя деть, ибо в нем бунтует совесть).

9) Или заканчиваются мучения Понтия Пилата? Когда именно? Какие библейские заповеди мы чувствуем и видим в романе?

(Любовь к ближнему, совершающая милосердное прощение)

10) Что означает имя Иешуа? Что хотел этим именем донести до читателей Булгаков? (Имя Иешуа является древнееврейским вариантом имени Иисуса (как и Ершалаим — древнееврейское название Иерусалима). Слово «Иешуа» означает «да поможет Бог». Итак, Михаил Булгаков в романе утверждает, что каждый человек может идти по пути Христа, нести в мир нравственные истины, жить ради добра).

11) Как вы думаете, о чем будут говорить Понтий Пилат и Иешуа, которые, встретившись, вместе пошли по лунной дорогой?

Подготовьте ответы на вопросы (для урока онлайн).

1. Способен ли человек устоять против козней сатаны и остаться человеком или все же обречен к падению? Так смогли ли москвичи устоять против происков дьявола и какие качества они проявили?

2. Над чем размышлял Воланд, наблюдая за московской публикой?

3. Что бы вы ответили мессиру, если бы он спросил здесь и сейчас , изменились ли люди внутренне?

4. Что нас заставил увидеть Воланд во время представления в Варьете?

5. О чем спорили Берлиоз с Воландом на Патриарших прудах?

6. Почему Воланд решил выкинуть из Москвы Степу Лиходеева?

7. Почему спутник Берлиоза – поэт Иван Бездомный тоже оказался в немилости у Воланда?

8. Как и за что наказывает Воланд Никанора Ивановича Босого, председателя жилищного товарищества?

9. Какой вывод по земному (московскому) мы можем сделать?

(Люди в земном мире забыли о том, зачем пришли в этот мир. Они лгут, завидуют, злобствуют, сплетничают, стремятся к легкой наживе, перестали различать добро и зло, верить в Бога, забыли о своем предназначении. Изображая образ московских обывателей, Булгаков напоминает нам об истинных человеческих ценностях). 

10. Какую роль играет Воланд и его свита в романе?

 - Слово учителя.

В романе утверждается идея высоких человеческих ценностей: добра, справедливости, любви, воли. Души любимых героев Булгакова неподвластны ни дьяволу, ни земной власти. И это должно стать залогом будущего духовного возрождения мира.

- Запишите в порядке убывания, какие человеческие ценности, на ваш взгляд, Булгаков считает самыми главными: честь, любовь, здоровье, власть, богатство, ум, совестливость, красота, благородство, порядочность, добро, внутренняя свобода. 

Фантастическая «дьяволиада» в романе предстает как следствие столкновения вечности (космического) и реального мира советской действительности. Происходит неожиданное и феерическое сочетание мистики и сатиры.

Больше всего в фантастической "дьяволиаде" поражает поведение Воланда и его свиты — вместо ожидаемого творения зла (ведь дьявол, безусловно, величайшее из всего возможного зла) они наказывают некомпетентных чиновников, взяточников, мошенников, лжецов, доносчиков и тому подобное. Есть "той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого"»

 Домашнее задание.

Написать историю жизни:

- Мастера (мальчики)

- Маргариты (девочки)


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

15.02.2023 урок литературы 7-А класс

03 апреля 2023 год урок литературы 7 - А класс

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс