07.02.2023 год урок русского языка 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.
Седьмое февраля
Классная работа
Тема. Виды сложных предложений
1. Повторение на закрепление знаний о тропах и стилистических фигурах.
Определите,
какие художественные средства и приемы использованы в данных
текстах.
1) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу
ли в многолюдный храм,
Сижу
ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
2) И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня.
3) Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет.
4) Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!
И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг!
5) Юрий Бондарев «Горячий снег»
6) Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
7) Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый
сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
2. Работа по теме урока.
1) Повторение о сложном предложении
- Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?
- Что вы знаете о сложных предложениях?
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какие виды связи между частями сложного предложения вы знаете?
- На какие виды делятся сложные предложения? (1. БСП - бессоюзное сложное
предложение. 2. ССП - союзное сложное предложение).
- На какие два вида, в свою очередь, делятся сложные союзные предложения? (1. Сложносочиненное предложение. 2. Сложноподчиненное предложение).
3. Прочитайте материал.
Ребята, сложное предложение не является механической суммой двух простых предложений,
ибо возникает дополнительная информация. Она богаче, сложнее того, что
передается с помощью простых предложений, входящих в состав сложных.
В сложносочиненном предложении вторая часть предложения добавляет значение следствия
к содержанию первой части.
В сложноподчиненном предложении добавляется временное значение.
В бессоюзном предложении указывается на
одновременность
и последовательность действий.
Таким образом, благодаря использованию сложных предложений наша речь
становится богаче, разностороннее.
Сложные предложения по типу связи делятся на три основные группы:
сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения.
4. Упражнение
Прочитайте и спишите предложения. Подчеркните грамматические основы предложений.
Было уже часов десять вечера. Над садом светила полная луна.
Используя данные предложения, составьте сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.
5. Работа с таблицами.
Сложное предложение - это
предложение, состоящее из двух и более простых предложений, соединенных в
одно целое по смыслу и интонации |
Союзное Простые предложения соединяются в сложное
союзами или союзными словами |
Бессоюзное Простые предложения соединяются в сложное без союзов и союзных слов |
Сложноподчиненное Сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу
подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом |
Сложносочиненное Простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными
союзами |
Основные виды связей в сложных предложениях |
||
Союзное |
Бессоюзное |
|
Сложносочиненное |
Сложноподчиненное |
Части соединены знаком препинания или по смыслу |
Части соединены союзом или союзным словом со знаком препинания |
Части соединены союзом со знаком препинания |
|
Осень пришла внезапно, и листья осыпались на тротуары ярким ковром. |
Когда сестра вернулась домой, все удивились ее приезду. |
И тогда я признался: все усилия были тщетны. Выглянула луна, на ночном полотне проклюнулись звезды. |
6. Упражнения
1) Объясните, какое это предложение: простое
или сложное, нужны ли знаки
препинания? Начертите схемы предложений.
Желтым
и красным огнем полыхают вязы и клены в пойме.
Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами.
2) найдите и запишите предложение,
которое соответствует схеме.
[ ] и [ ].
Еще
накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.
В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в домах.
3) К
каждой схеме придумайте предложение.
а) [
], ( ).
б) [
], ( ), ( ).
в) (
), [ ], ( ).
г) [
], но [ ].
д) [ ]: [ ].
ВСПОМНИТЕ! [ ] - главное предложение; ( ) - придаточное.
Повторить теорию «Синтаксис», с. 86 (12, 13, 14).
Комментарии
Отправить комментарий