09.02.2023 урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Девятое февраля
Классная работа
Тема. М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН».
Идея Дома и святости семейного очага
в романе.
Роль и значение женских образов в
художественной системе романа
Семья
- это основа духовных и нравственных ценностей человека. Влияние семьи на
личность человека велико.
Проанализируем эпизод «История семьи Мелеховых» (1часть
1тома)
·
Подготовьте эпизод для чтения.
Прочитайте
материал.
Первоначально
роман должен был начаться с описания мятежа генерала Корнилова, но вскоре автор
признаётся: «Я почувствовал: что-то у меня не получается». Начать с семьи было
новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя.
Подготовьте
ответы на вопросы (устно):
·
С чего же начинается история этой семьи?
·
Почему гибнет юная турчанка и что утверждает её
смерть?
·
Что вносится в роман этой историей?
·
Патриархальность и традиции в семье Мелеховых.
·
Религия как один из центров патриархальной семьи.
·
Хранительницей домашнего, семейного очага всегда
считалась женщина. Героини «Тихого Дона» различны и по своему нравственно-психологическому
складу, и по характеру, и по красоте. Какими же рисует их Шолохов?
Подготовьте характеристику героинь (главы указаны в задании прошлого урока).
·
Одним из приёмов Шолохова в характеристике
героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются
и наши героини. Сравните отношение к детям Дарьи, Аксиньи, Натальи.
·
В ком же с особой силой проявляется
материнская любовь в романе?
Дети
являются мерилом жизненности самих героинь в романе. Шолохов
приводит нас к выводу: смерть женщины – это всегда зло,
беда, это смерть семьи.
·
И снова перед нами семья Мелеховых, пока ещё
дружная, целая, патриархальная – в лучшем значении этого слова. В чём была сила
этой семьи?
· Как это проявлялось?
Прочитайте.
В
семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто,
в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и
выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а
лишь сплочённым миром родных людей, для которых выше личных устремлений и
прихотей всегда была семья. Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо
вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и
раскол.
·
Ну, а если внутрь семьи всё же проникало нечто
злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?
Обратите
внимание: все три разговора ведутся ВНЕ дома, двора: на реке, огороде, степной
дороге. Они как бы не желают запачкать дом, семью, хотят отгородиться от
дурного, заразного. Это естественное стремление всякого живого и здорового
организма.
·
Итак, мы видим, как заботились казаки о
целостности, здоровье своей семьи. На смену одному поколению должно было идти
следующее, такое же здоровое и целое. В связи с этим интересен вопрос о детях в
романе «Тихий Дон». Как заботились о них казаки? Как проходил процесс
воспитания?
Подготовьте
пересказ эпизода «В ожидании сына» («…А Ильинична с каждым днём всё резче
ощущала подступившее к ней одиночество…»)
·
Каким настроением проникнут данный отрывок? Какие
чувства он вызывает у вас? Как автор рисует «великую материнскую тоску» по
сыну, «младшенькому», как называет его Ильинична?
Насколько
же сильна материнская любовь, насколько же велико желание Ильиничны, чтобы всё
в доме было мирно, что примиряется она даже с тем, что Мишка Кошевой входит в
их дом хозяином, видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно
относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны
становится главным условием и для новой жизни.
·
Как же заканчивает свой роман Шолохов?
· О чём мечтает бессонными ночами Григорий?
Домашнее
задание.
1.
Посмотрите урок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=XUbxcuzp0vw
2.
Составьте конспект (письменно) урока.
Подготовьтесь к обсуждению материала.
3.
Посмотрите видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ctAx5nrNgc4
Комментарии
Отправить комментарий