09.02.2023 урок литературы 11-Б класс

        Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.


Девятое февраля

Классная работа

Тема.                             М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН».

Идея Дома и святости семейного очага в романе.

Роль и значение женских образов в художественной системе романа

 

        Семья - это основа духовных и нравственных ценностей человека. Влияние семьи на личность человека велико.

        Проанализируем эпизод «История семьи Мелеховых» (1часть 1тома)

·        Подготовьте эпизод для чтения.

        Прочитайте материал.

        Первоначально роман должен был начаться с описания мятежа генерала Корнилова, но вскоре автор признаётся: «Я почувствовал: что-то у меня не получается». Начать с семьи было новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя.

        Подготовьте ответы на вопросы (устно):

·        С чего же начинается история этой семьи?

·        Почему гибнет юная турчанка и что утверждает её смерть?

·        Что вносится в роман этой историей?

·        Патриархальность и традиции в семье Мелеховых.

·        Религия как один из центров патриархальной семьи.

·        Хранительницей домашнего, семейного очага всегда считалась женщина. Героини «Тихого Дона» различны и по своему нравственно-психологическому складу, и по характеру, и по красоте. Какими же рисует их Шолохов?


        Подготовьте характеристику героинь (главы указаны в задании прошлого урока).       

·        Одним из приёмов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются и наши героини. Сравните отношение к детям Дарьи, Аксиньи, Натальи.

·        В ком же с особой силой проявляется материнская любовь в романе?

        Дети являются мерилом жизненности самих героинь в романе. Шолохов приводит нас к выводу: смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть семьи.

·        И снова перед нами семья Мелеховых, пока ещё дружная, целая, патриархальная – в лучшем значении этого слова. В чём была сила этой семьи?

·        Как это проявлялось?

 

         Прочитайте.

        В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплочённым миром родных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей всегда была семья. Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.

 

·        Ну, а если внутрь семьи всё же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?

 

        Обратите внимание: все три разговора ведутся ВНЕ дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Они как бы не желают запачкать дом, семью, хотят отгородиться от дурного, заразного. Это естественное стремление всякого живого и здорового организма.

 

·        Итак, мы видим, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи. На смену одному поколению должно было идти следующее, такое же здоровое и целое. В связи с этим интересен вопрос о детях в романе «Тихий Дон». Как заботились о них казаки? Как проходил процесс воспитания?

 

        Подготовьте пересказ эпизода «В ожидании сына» («…А Ильинична с каждым днём всё резче ощущала подступившее к ней одиночество…»)

 

·        Каким настроением проникнут данный отрывок? Какие чувства он вызывает у вас? Как автор рисует «великую материнскую тоску» по сыну, «младшенькому», как называет его Ильинична?

 

        Насколько же сильна материнская любовь, насколько же велико желание Ильиничны, чтобы всё в доме было мирно, что примиряется она даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином, видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.

 

·        Как же заканчивает свой роман Шолохов?

·        О чём мечтает бессонными ночами Григорий?

 

        Домашнее задание.

1.     Посмотрите урок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=XUbxcuzp0vw

2.     Составьте конспект (письменно) урока. Подготовьтесь к обсуждению материала.

3.     Посмотрите видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ctAx5nrNgc4 

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс