17.02.2023 урок русского языка 5-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

Семнадцатое февраля

Классная работа

Тема.                           Инфинитив и его грамматические свойства

1. Повторение о правописании глаголов с НЕ. Работа по учебнику § 107, с. 99.

- Работа над стихотворением С. Михалкова, с. 99. (Устно).

Прочитайте, найдите глаголы с частицей НЕ. Как они пишутся? 

- Прочитайте и запомните правило, орфограмма №21, с. 99.

- Спишите глаголы с НЕ из рамочки (в строчку), с. 99.

- Запишите глаголы, которые не употребляются без НЕ.

    Ненависть, недоумевать, негодовать, небрежный, ненавистный.

2. Работа над темой урока.

1) Для того чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, вам необходимо решить анаграмму.

- Что такое анаграмма?


Анаграмма - слово или словосочетание, образованное на основе другого слова или словосочетания перестановкой букв, составляющих его.


Попробуйте прочитать: ьтировогиьтичу. Не получается? А давайте прочитаем справа налево.


Смотрите, что у нас получилось:  учить и говорить.


- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Можно ли определить время действия? 

- Нет, так как это глаголы неопределённой формы. 

- О них и их свойствах мы будем сегодня говорить.


2) Работа по учебнику § 109, с. 103-104. 

- Прочитайте теоретический материал на с. 103. Обратите внимание, что глаголы в неопределённой форме имеют окончания -ть или -ти. 

Если глаголы оканчиваются на -чь, то в этих глаголах нулевое окончание, а -чь - это суффикс.

- Знакомство с правилом, с. 104, орфограмма №22.

- Упр. 622. Запишите по образцу. 


    Стеречь🅐, не жечь🅐.....


3) Ребята, запомните: неопределённая форма глагола называется инфинитив.
Что вы должны знать об инфинитиве:
- У него нет ни числа, ни лица, ни наклонения, ни времени. 
- Ему присущи лишь категории вида (писать – написать).
- Грамматические значения возвратности (строить – строиться).
- Переходность (красить, лежать), связанные с категорией залога. 
- Отвечают на вопрос что делать? что сделать?

4) Прочитайте фразеологизмы. 

- Замените фразеологизм на инфинитив. Запишите и выделите окончания глаголов.


Зарубить на носу - запомнить. 

Клевать носом - дремать.

Держать язык за зубами - молчать.


5) Упражнение. Поставьте глаголы в неопределённой форме и запишите.


    Скучали - скучать, берегли - беречь, бегает - ..., поглядел - ..., прячут - ..., испекли - ... .


Домашнее задание.  Подберите подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме. Перепишите текст. Сверху подпишите над инфинитивом вид глагола.


Весной
    Хорошо весной _____ рано утром и ____ в сад. Приятно ____ на цветущие деревья, ______ пение птиц. Интересно ___ за поведением насекомых. Полезно_____ в саду и на огороде,_____ старшим по хозяйству.










Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс