20.02.2023 урок литературы 7-А класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Двадцатое февраля
Классная работа
Тема. Отечественная поэзия первой половины ХХ века
Конкурс чтецов
1. Посмотрите видеоурок по теме: https://youtu.be/3yVQgOshBpA
2. В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место… Обращение к поэзии реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. С темой родины связаны слова дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина. Данная лексика выполняет функцию ключевых слов, она нередко используется в заглавиях стихотворений.
Сегодня мы проанализируем стихи о
Родине и родной природе Валерия Брюсова, Федора Сологуба, Николая Заболоцкого, Сергея Есенина,
Николая Рубцова.
- Ребята, а с чем ассоциируется для
вас Родина?
- Назовите синонимы
слову «Родина».
- Какая картина, на ваш взгляд, больше всего ассоциируется со словом Родина?
Чтение и анализ
стихотворений.
1.
Валерий Брюсов.
Стихотворение
«Первый снег».
А) Выразительное чтение стихотворения.
Первый снег
Серебро, огни
и блестки, -
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Б) Беседа по содержанию.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Каким чувством
проникнуто оно? (Чувством восхищения.
Каждое поэтическое слово в стихотворении предстает перед нами как
волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны)
- Как относится поэт к тому, о чем он пишет?
- Какие художественные детали и литературные приемы
подчеркивают восхищение красотой природы, первым снегом?
2. Федор Сологуб (Тетерников).
Стихотворение «Забелелся туман над рекой…»
А) Выразительное чтение стихотворения.
Забелелся туман
за рекой
Забелелся туман
за рекой.
Этот берег совсем невысок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.
Я в кустах поищу хворостин,
И в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.
И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, —
А завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.
Б)Беседа по произведению.
- Какие события
составляют внешний сюжет стихотворения? Но мы знаем, что в лирическом
стихотворении важны не события, не сюжет, а мысли, чувства лирического героя.
- Каким настроением
проникнуто стихотворение? (Одиночества, грусти).
- О чем думает, что
чувствует лирический герой? (Об одиночестве и успокоении, которое дарит
природа: лес, костер, речка, ведущая к дому).
3.
Сергей Есенин.
Стихотворение
«Топи да болота…»
А) Выразительное чтение стихотворения.
Топи да болота…
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
Б) Беседа по произведению.
- Определите тему
стихотворения.
- Какова основная мысль, в каких строчках это выражено?
- Какие еще стихотворения С. Есенина вы знаете? («Береза»,
«Черемуха», «Пороша» и др.)
4.
Николай Заболоцкий.
Стихотворение
«Я воспитан природой суровой»
А) Выразительное чтение стихотворения.
Я воспитан
природой суровой…
Я воспитан
природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Б) Беседа по произведению.
- Какие приметы весны называет поэт?
- Почему поэт называет природу родного края «суровой»?
5. Николай Рубцов. Тихая
моя Родина.
А) Выразительное
чтение стихотворения.
Тихая моя родина
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Б) Беседа по
произведению.
- Какая Родина у поэта Н. Рубцова. (Деревушка, где он родился,
куда вернулся.)
- Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Н. М.
Рубцова? (Биографические сведения. Из этих воспоминаний складывается чувство
Родины.)
При всех индивидуальных различиях и
пристрастиях и Н. Рубцова, и Ф. Сологуба, и Н. Заболоцкого, и В. Брюсова, и С.
Есенина объединяет любовь к природе родного края, родине, осознание
нерасторжимой связи с ней. И все это они передают нам в наследство, на память.
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение понравившегося
стихотворения.
Комментарии
Отправить комментарий