27 февраля 2023 год урок литературы 7 - А класс

     Здравствуйте, ребята ! Начинаем урок литературы и обратимся к стихотворению В.В. Маяковского " Хорошее отношение к лошадям ". 

Двадцать седьмое февраля

Классная работа

Тема.               В.В. Маяковский. " Хорошее отношение к лошадям ".
            Два взгляда на мир : безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя. 

     Ребята, сегодня мы продолжим разговор о стихотворении Маяковского " Хорошее отношение к лошадям " и узнаем , что хотел сказать поэт этим произведением.

1. Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.

9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

 2. Прочитайте стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» .              3. Словарная работа

  • Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
  • Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
  • Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
  • Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
  • Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
  • Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

  4.   Давайте проанализируем стихотворение

    Что происходит в стихотворении?

    – Как композиционно построено стихотворение?

    – Прочитайте строки, в которых заключается главный смысл стихотворения

Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.

     Почему? (Слова поддержки и сочувствия могут помочь подняться и выдержать трудности.)

     -  Обратимся к началу стихотворения:

Били копыта.
Пели будто:
– Гриб.
Грабь
Гроб.
Груб.

Что необычного? (Форма.) 

- Для чего лесенка? (Выделить каждое слово.)

- Для чего выделить? Какие ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.) 

-Какие звуки создают это? (Прием звукоподражания или звукопись.)

- Еще для чего? (Лексика. Лексическое значение слов создает образ.)

- Какой ? (Образ улицы.)

  

 /Кузнецкий мост.Какая это улица? (Центральная.)
Образ улицызевакиЧто они делают на Кузнецком? (Бездельничают.)
 \лошадьА где же образ лирического героя? (Его здесь нет.)

-Как автор дает понять отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение?
- Прочитайте об этом в стихотворении.Что вы заметили ?(Два несоответствия: улицы и лошади.)

Лошадь одна (без человека, без коляски) – парадокс, необычно. Зато соответствие пойдет:

Лошадь одна = лишь один я. (Заметим общность судьбы лошади и лирического героя).

Как вы понимаете слова: улица опрокинулась…? (В глазах лошади изображение вверх ногами.)

-Какие слова подчеркивают размеры лошади? (Грохнулась, каплища…) 

-Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)

-Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены     они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)

-Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова     поддержки и сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла веселая.) Почему? (Она обрела     силы, желание жить и работать.)

Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «стойло».

-Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины.

 (В конюшне много стойл.) Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми. Возможность жизни автор показывает в осознании необходимости гармонического слияния с обществом.

Поэт понимает, что все живые существа: и люди и животные – звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно:

Деточка! Все мы немножко лошади.
Каждый из нас по-своему лошадь.

- Каждый из нас может оказаться в ситуации лошади, каждый из нас может нуждаться в поддержке и нежности.

- Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы думаете, почему?

- Как вы считаете, только ли о лошади это стихотворение?

- Стихотворение Маяковского - не о лошади, точнее, не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.

- Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:

…и стоило жить,
И работать стоило.

- Может быть, этот вывод неожиданный  для читателя, но для Маяковского он характерный, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.

 - Каким настроением проникнут конец произведения?

- Конец стихотворения оптимистичен, звучит жизнеутверждающее начало.

и стоило жить,
и работать стоило.

- Заключительные строчки стихотворения можно отнести к самому поэту: «и стоило жить, и работать стоило…». Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Его поэзия всегда отличалась оптимизмом, верой в будущее. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека.

- В первые революционные годы Маяковский сознавал себя именно так - работающим как лошадь (работа Маяковского в «Окнах РОСТА»).

 - Мне кажется, поэт словно бы говорит: «Не пасуйте перед трудностями, учитесь их преодолевать, верьте в свои силы и все будет хорошо», а лошадь слышит его и вспоминает детство – самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь.

 -Слово сочувствия сделало чудо: оно придало сил лошади, которая что-то сказала по-своему, рванулась и смогла встать на ноги.

Домашнее задание. Прочитать рассказ "Юшка" А.П. Платонова.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс