09.03.2023 онлайн-урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем онлайн-урок русского языка.
Девятое марта
Классная работа
Тема. Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе "Мастер и Маргарита"
1. -Скажите, пожалуйста, кто такой Воланд? (дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла, повелитель теней и защитник незаслуженно обиженных)
И, действительно, образ нечистой силы в
романе далеко неоднозначен. На это автор указывает уже с самого начала в
эпиграфе к произведению:
...Так
кто ж ты,
наконец?
-
Я -
часть той силы,
что вечно
хочет зла и вечно
совершает
благо.
Гете. "Фауст"
Итак, сегодня на уроке мы с вами попробуем исследовать следующие вопросы:
- Как рассматривается в романе
Булгакова образ нечистой силы?
- Какие задачи и функции на неё возлагаются?
-В чём проявляется нетрадиционность
образов нечистой силы в романе Булгакова?
-На
что направлена сатира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Поэтому тема сегодняшнего
урока звучит так: «Сатирическая
"дьяволиада" Булгакова в романе»
- Главный вопрос, который нас
интересует: «Нечистая сила в романе – это зло или добро?»
- Как
рассматривается в романе Булгакова образ нечистой силы? (это постоянная величина, которая участвует в управлении судьбами
человеческими)
-Какие
задачи и функции на неё возлагаются?
-В чём проявляется
нетрадиционность образов нечистой силы в романе Булгакова? (Нетрадиционность образов нечистой силы еще и в том, что «обычно
нечистая сила в романе Булгакова вовсе не склонна заниматься тем, чем по
традиции она бывает поглощена — соблазном и искушением людей. Напротив, "шайка" Воланда защищает добропорядочность, чистоту нравов. Они не столько сбивают с пути
праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и
наказывают уже состоявшихся грешников)
-На
что направлена сатира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Его справедливость бывает порой очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду. Именно поэтому зло, по мнению Булгакова, - это неотъемлемая часть нашего мира, которая также имеет право на существование.
2. Лекция учителя.
Нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь Тьмы, к тому, кто сознает честь, живет ею и наступает.
Дьяволиада — один из любимых мотивов Булгакова. Но в романе «Мастер и Маргарита», как правильно заметил критик Палиевский, она играет вполне реалистическую роль. Булгаковская дьяволиада может служить блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий действительности. Воланд карающей грозой витает над Москвой, изображаемой Булгаковым. Наказанными оказываются глумливые и непорядочные люди. Читатель сразу обнаруживает явное несходство предлагаемого ему писателем Воланда с общеизвестным дьяволом. Слишком уж правильный мессир.
Так ли — иначе, но образ получился мощный, пластичный и не вызывающий неприязнь. Более того, фантастический поворот дела позволяет нам увидеть целую галерею персонажей весьма неприглядного толка. Писатель, в ходе повествования, резко обнажает порочные явления в жизни интеллигенции и вообще простого люда, охваченного социалистическим сумасшествием.
Внезапная встреча с нечистой силой моментально проявляет сущность всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев, магарычей, никаноров Ивановичей и прочих.
Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых зрителей. Но жертвы Воланда строго избирательны, они как бы подставляются Воланду самим автором, в соответствии с булгаков-ской этикой. При всей видимой опереточности Воланда, булгаковский дьявол тем не менее сохранил верность литературно-художественным традициям, то есть всецело подчинен авторской воле. А воля автора — обличать пороки общества.
Не Воланд страшен героям романа — Дьявола, пожалуй, действительно, не существует для Булгакова, как не существует для него и богочеловека. В романе, по-моему, разговор идет о какой-то иной вере. Скорее это вера в исторического человека, в нерушимые нравственные устои души человеческой. Не то плохо, что Берлиоз отрицает сказки о божествах и объясняет подозрительному незнакомцу на Патриарших, что было и чего не было. Использует демагогию для своих корыстных целей. Имя Канта совсем не случайно возникает в повествовании. Булгаков солидарен с философом в мысли, что нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, тем самым страшным судом, язвительную параллель которому можно легко усмотреть в гибели бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.
В роман органично введена историческая канва: Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, по воле Булгакова-писателя общается с Иешуа (Христом), и этот момент тоже является частью дьяволиады, потому что великие искушения и помрачения испытывает дух прокуратора. По сути, прокуратор — тоже своего рода Воланд на земле. Прокуратору приходится быть жестоким к своим подданным ради сохранения порядка в стране. Он даже сочувствует Иешуа, но понимает, что еще не пришло время для такого устройства общества, при таком сознании людей. Он не может войти в конфликт со своей совестью и дает Иешуа шанс на свободу.
Булгаков в образе прокуратора осуществляет свою мысль, которая в какой-то мере примиряет личность с миром и со всем, что в нем происходит. Булгаковский Воланд, однако, сочувствует и Иешуа, и несчастным людям, казнившим его по своему недоумию. «Боги, боги! — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, человек в плаще, — какая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо из надменного превращается в умоляющее, — ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?»
Итак, мы видим, что булгаковский дьявол вместе с булгаковским Богом мучительно занят восстановлением гармонии в мире, включая мир людей.
3. Ребята, просмотрите, пожалуйста, внимательно видеоурок по теме (по материалу которого вы подготовите сообщения по группам) по ссылке : https://www.yandex.ru/video/preview/13086619701149824295
Домашнее задание. 1.Подготовить связный рассказ о Воланде и его свите ( Коровьев ( или Фагот ), Бегемот ( чёрный кот ), Азазелло, Гелла ) по плану.
План
1.Когда мы встречаемся с героем ?
2.Каким его изображает автор ?
3. Какие детали указывают, что он - демон и слуга сатаны ?
4.Какую роль выполняет он в свите Воланда ?
5. Покажите, что образ героя позволяет автору " обнажить низкие вожделения и страсти людей,
живших в 30 - е годы в Москве.
6. Как ты считаешь, это положительный или отрицательный персонаж ? Почему ?
7.Твоё отношение к герою романа ?
Работать будем по группам :
1. Сообщение о Коровьеве - Алексеев, Бруева, Валяев, Дементьева.
2 группа сообщение о Бегемоте - Дымов, Коваленко, Комаш, Кравченко.
3 группа сообщение об Азазелло - Леонидов, Лынь, Михайлов,Мудракова, Нефёдова
4 группа сообщение о Гелле - Петрушенко, Пивоварова, Путилова, Романенко.
5 группа сообщение о Воланде - Рыкунов, Сидорчук, Сухова, Тимошенко, Чиркин.
2. Прочитать главы , рассказывающие историю любви Мастера и Маргариты ( главы 13, 19 - 24, 30 - 32 ).
3. Подобрать материал к сочинению по роману.
Темы :
- Почему Мастер заслужил покой ?
- Был ли выбор у Понтия Пилата ?
- История любви Мастера и Маргариты.
Комментарии
Отправить комментарий