14.03.2023 онлайн-урок русского языка 11-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем онлайн-урок русского языка.

Четырнадцатое марта

Классная работа

Тема. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

1. Проверка домашнего задания. 

1) - Какие предложения называются сложноподчиненными (СПП)?

- В чем вы видите основное отличие СПП от ССП?

- Назовите средства связи в СПП?

- Из каких частей состоит СПП?

- Где может находиться придаточное предложение в СПП?

- Назовите основные группы СП. (определительные, изъяснительные, обстоятельственные)

2) Прочитайте предложения. Объясните в них пунктуацию. Устно.

Солома была гн_лая и рыхлая так(что) волчиха едва (не)пров_лилась.  Едва она пос_лилась (в)комнатке всё просв_тлело (в)доме.  Лодка и_чезла (в)волнах но тот(час) из глубокой ямы ск_льзнула (на)высокий холм так(что) можно было разл_чить людей и даже вёсла. Лодка билась (о)сваи хотя мол заг_раживал её от большой зыби.  Потом я слышал как на те(р, рр)а(с, сс)е пили чай. Хочется что(бы) вся жизнь была такою. 

2. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Сложноподчиненные предложения», познакомимся  с одним  из типов придаточных предложений; поработаем над постановкой знаков препинания и составлением схем, понаблюдаем за употреблением этих предложений в  речи и  будем учиться уместному  употреблению  сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи. 

- Вспомните второстепенные члены предложения?

- На какой вопрос отвечает каждый из них? 

-Вы можете подумать, при чем здесь второстепенные члены…

Но сейчас это как раз кстати… Потому как основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями), обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы, как и само обстоятельство – места, времени, цели и т.д. (их 9 видов) и … как же называются те, что сходны с дополнениями? Изъяснительные. О них мы сегодня поговорим.

Только предложения мы будем называть не дополнительными, а изъяснительными. Именно с них мы и начнем изучение придаточных в СПП.

3. Упражнение. Спишите предложения и выполните задание по алгоритму.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1)  найти грамматические основы;

2)  определить главное и придаточное предложения;

3)  поставить вопрос от главного к придаточному;

4)  найти союз или союзное слово в придаточном предложении;

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Сквозь листву деревьев видно, как за рекой в лугах садилось солнце

Мать поняла, что ребёнок заболел

Художник видит то, чего не видят остальные.

За всё, что человек берёт, он платит собой.

Нам показали, где работают палехские мастера.

Домашнее задание. Спишите предложения и выполните задание по алгоритму (как в классной работе).

Упражнение

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... 
 Лев Николаевич прочел мне коротенькое стихотворение. Но при этом подчеркнул, что автор не он. Мне невольно пришло на мысль, что я слышал тот же голос. Пусть душу согреет сознанье, что ни на шаг, ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна. Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс