15.03.2023 урок литературы 11-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

                                                                Пятнадцатое марта

Классная работа     

Тема.                                   Борис Леонидович Пастернак

(1890 – 1960)

Единство человеческой души и стихии мира в лирике

Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество 

 1.       Просмотрите фрагмент фильма «Ирония судьбы…»:

https://www.youtube.com/watch?v=n24BCHXB9V0

        Звучит песня «Никого не будет дома…» на стихи Пастернака.

        Вот так вошёл в мою жизнь, как, впрочем, и в жизнь многих, Б. Пастернак, прекрасный человек, гениальный поэт. Он был необыкновенно красив: высокий рост, огромные глаза, чёткого рисунка губы. Ю. Анненков вспоминал, что на улицах прохожие часто оборачивались вслед Пастернаку, даже не зная, кто он такой.                              

        Наш урок посвящен изучению лирики Бориса Пастернака, поэта и писателя, переводчика. Его творчество незаслуженно было отвергнуто в советское время, в наше же время интерес к произведениям Б. Пастернака возрос. Наш урок посвящен творчеству одного из самых талантливых поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии Б. Л. Пастернака.

        Прекрасной характеристикой этого поэтического феномена могут служить слова его современницы А. Ахматовой:

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

        Творческий путь Б. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки.

 2.       Посмотрите видеоурок:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3817/main/13565/

        На основе материала видеоурока, ответьте на вопросы (устно; на урок онлайн):

1.     Когда родился Пастернак? В семье…

2.     С каким поэтом Пастернак чувствовал непреодолимую связь?

3.     Расскажите про детские годы поэта.

4.     Учеба Пастернака.

5.     Первые стихотворения. Публикации.

6.     Основные средства художественности, создающие лирические образы.

7.     В какие литературные группы входил Пастернак?

8.     Первая любовь поэта.

9.     «Отношения» Пастернака с властью.

10.            Последний цикл стихотворений.

11.            Роман «Доктор Живаго».

3. Работа с литературными терминами. Прочитайте определения.

        Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, создаёт особое звуковое ощущение.

        Ассонанс – повторение гласных звуков.

         Метафора – скрытое сравнение.

         Эпитет – красочное определение.

         Сравнение – сопоставление свойств двух предметов, чаще через союз словно, как, будто, реже через употребление творительного падежа.

        Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых.

         Антитеза – резкое противопоставление понятий.

         Рефрен – повтор строк или частей.

  4.      Прочитайте материал.

         По словам Д. Быкова, автора книги «Борис Пастернак», каждое стихотворение Пастернака родилось из яркого зрительного образа, имеет чёткую «компоновку», сродни музыкальной композиции и глубокий философский подтекст.

        Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской.

Так, в знаменитом стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!..» (наиз.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и является его своеобразной карточкой, поэт выражает свое настроение — грустное, в некоторой степени даже разочарованное: «Февраль. Достать чернил и плакать!».                           

        Прослушайте и прочитайте стихотворение: https://youtu.be/JOQpWv_NL0s

Борис Пастернак

Февраль. Достать чернил и плакать…

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

1912 г.

        Проанализируем стихотворение.

·        Как бы вы определили тему стихотворения?

·        В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?

         Говорят, у каждого поэта есть любимая часть речи. У Фета – существительное, у Пушкина – глагол, у Бунина – прилагательное. Пастернаку критики приписывают любовь к причастию и наречию. Их, конечно, меньше в языке, но они всегда значимы для поэта. Такое «значимое» наречие есть и в нашем стихотворении.

·        Что это за слово?

·        Что оно означает?

·        А когда человек плачет навзрыд?

·        У Пастернака наречие сочетается с глаголом «писать». Что значит «писать навзрыд»?                                                

         Вспомним план анализа стихотворения. Прочитайте.

1. Название стиха, указание автора.

2. Краткая история создания.

3. Указание идеи, основной мысли и темы.

4. Перечисление художественных средств.

5. Определение композиции: размер стиха, рифмовка, ритм.

6. Анализ поэтической лексики.

7. Стилистическое оформление, использованные синтаксические приемы.

8. Фонетика стиха: наличие единоначатия, звукоподражания, ассонанса, эпифоры, аллитерации.

9. Анализ лирического героя.

10. Определение жанра стихотворения.

11. Личное отношение к стиху.

         Домашнее задание.

1.     Прочитайте стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..» (наиз.), «Снег идёт», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всём мне хочется дойти...» (наиз.), «Быть знаменитым некрасиво...», «Определение поэзии» (наиз.), «Гефсиманский сад».

2.     Тексты стихотворений должны быть на уроке онлайн (у каждого свой).

3.     Выучите наизусть одно из выделенных стихотворений Б. Пастернака. Видео стихотворения наизусть прислать 20 марта 2023 до 18-00 на Telegram.

4.     Проанализировать стихотворения по плану.

·        «Февраль. Достать чернил и плакать!..» - Алексеев Б., Бруева А, Валяев Д.

·        «Снег идет» - Дементьева Д., Дымов М., Коваленко Т.

·        «В больнице» - Комаш С., Кравченко И., Мудракова В.

·        «Зимняя ночь» - Леонидов А., Лынь Э.

·        «Гамлет» - Михайлов М., Нефёдова В.

·        «Во всем мне хочется дойти…» - Петрушенко Н., Пивоварова А.

·        «Быть знаменитым некрасиво» - Путилова А., Романенко М.

·        «Определение поэзии» - Рыкунов Р., Сидорчук А.

·        «Гефсиманский сад» - Сухова А., Тимошенко В., Чиркин Д.

5.     Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1)    Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.

2)    Как соотносятся в романе «Мастер и Маргарита» милосердие, всепрощение и справедливость?

3)    Почему Мастер заслужил покой? (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)

4)    Проблема одиночества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

5)    История любви Мастера и Маргариты.

Сочинение пишем на двойных листочках.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс