15.03.2023 онлайн-урок русского языка 5-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем онлайн-урок русского языка.

Пятнадцатое марта

Классная работа

Тема.                                                   Развитие речи

Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика 

1. Ребята, сегодня мы с вами будем работать над текстом, в котором изменим лицо рассказчика.

Обратимся к рассказу прекрасного писателя Виктора Астафьева. Послушайте текст.

Чтение текста учителем.

Часть 1

Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех стран мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней.

Часть 2

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. 

Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже… 

Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа…

2. Словарная работа. Работа с толковым словарём.

Путевка, -и, ж.
1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь.
2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.).

Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха.

Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию, герою, реже предмету.

Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному.

Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чем-либо очень красивом, которым

 нельзя не восхищаться.

3. Анализ содержания текста.

1 часть

– От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)

– Почему главному герою дали путевку? (Он заболел)

– Где находится санаторий? (На юге страны) Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые)

– Куда пошел гулять главный герой? (В парк) Почему парк называется приморским?

– Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)

– Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)

– Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях) Как вы понимаете это выражение?

– Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице)

– Автор пишет, что платаны и чинары “ воспеты в восточных одах”. Давайте посмотрим значение слова ода.

Работа по учебнику, с. 72, упр. 547. 

Перед нами 2 часть рассказа. Её нам надо пересказать согласно составленному плану.

2 часть

– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских березках)

Такой прием называется противопоставлением. 

– Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)

– Как вы понимаете значение слова куща?

4. Составление плана.

  1.  Поделить текст на абзацы :

1. Найдите эпизод встречи с березами, как автор рассказывает о встрече с березами в южном парке?

2. Найдите описание березок.

3.Выделите эпизод истории появления березок на юге.

4.О чем вспомнил автор, глядя на березки в южном парке.


План

  1. Прогулка по парку
  2. Березки на полянке
  3. История деревьев
  4. Воспоминания автора

    При написании изложения важно сохранить выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность.

5. Что нам нужно ещё раз сделать, чтобы лучше запомнить произведение? (прочитать его ещё раз). 

Повторное чтение текста, с. 72.

Рекомендации:

1) Написать изложение 2-ой части текста от 3-его лица.

2) Помимо местоимения «он» употребляйте синонимы «главный герой», «В.П.Астафьев», «рассказчик».

Домашнее задание. Написать изложение текста (упр. 546) от 3-го лица.

Изложение писать на двойных листочках.

Титульный лист.

Изложение текста

по русскому языку

ученика(цы) 5-Б класс

Перевальской гимназии №1

Ф.И. в Р.п.


Внутри листочка  пишем с первой строки.

Пятнадцатое марта

Изложение

Записать свое заглавие

План

  1. Прогулка по парку
  2. Березки на полянке
  3. История деревьев
  4. Воспоминания автора

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс