28.03.2023 урок русского языка 7-А класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

Двадцать восьмое марта

Классная работа

Тема.                                             Употребление союзов в тексте

1. Посмотрите видеоурок по ссылке: https://youtu.be/ivqDdozpnY8

2. Повторение о предложении.

 1) Выполнить синтаксический разбор предложений. Начертите схемы. Выполнить морфологический разбор союза И.

    Прошел внезапный дождь косыми полосами, и снова глубоко синеют небеса над освеженными лесами.

    Над широкой рекой опустился задумчивый вечер и скатилась звезда, догорая в просторах степных.

2) Спишите слова, союзы. Проверьте правильность написания по таблице учебника на с. 146,147,153,155.

     Отзвенели, подсохла, полетели, перекликался, сползали.

    Оттого что, так как, потому что, поскольку, чтобы, однако же, как только, как будто, будто бы, то есть, также, тоже.

3.  Исследовательская работа по теме урока (устно).

- Работа с текстом стихотворения А. Ахматовой «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь.

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

- На какие смысловые части можно разделить стихотворение?

- Обратите внимание на последнюю строчку каждой части, с чего она начинается? Почему?

- Какова роль союза?

- Смысл слова «Мужество»?

Вывод: Таким образом, союз связывает части текста, соединяет понятия, завершает повествование, помогает создать текст, как единое целое.

Но единое целое возможно, если союз будет употреблен с учетом его смысловых отношений и стилистической окраски.

4. Творческий самодиктант (письменно). Запишите предложения, выберите правильно союз.

а) Проказница Мартышка, Осел, Козел…, косолапый Мишка затеяли сыграть квартет

б) Мал золотник…дорог.

в) Мы не надеялись никогда больше не встретиться…встретились.

г) …дождик,…снег…будет…нет.

Ключ: а) да/и, б) да/но, в) однако/но, г) или/либо

Вывод: Если союз в начале предложения – разговорный стиль, в середине – книжный стиль.

5. Работа с текстом.  Прочитайте выразительно. Письменно ответьте на вопросы.

- О чем текст? 

- Как его можно озаглавить? 

- О скольких явлениях идет речь? 

- Они объединены или противопоставлены? 

- Можно ли их разделить? 

- Как использует союзы К. Паустовский? Почему?

Одно из предложений запишите и составьте его схему. 

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок – от червонного золота до бирюзы, и медленно переходит в поздние сумерки и ночь.

Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Вывод: в тексте использованы соединительные и противительные союзы, так как соединяют, противопоставляют и нет разделительных.

Домашнее задание. Повторить правила на с. 146, 148, 149.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс