29 марта 2023 год урок-онлайн по литературе 7 - А класс

 Здравствуйте. ребята ! Начинаем урок литературы. Сегодня мы познакомимся с произведением одного из отечественных прозаиков  II половины ХХ - начала ХХI веков Евгением Ивановичем Носовым.


                                        Двадцать девятое марта

                                                Классная работа

Тема.                              Евгений Иванович Носов

                                            (1925 г. - 2002 г.)

                                              Рассказ  " Кукла "

1. Знакомство со статьёй о Е.И. Носове : 

  1) прочитайте статью , с. 229 ;

   2) беседа по вопросам :

    - Чем знаменит Курск с " давних времён " ?

    - С каким важным событием Великой Отечественной войны связана родина писателя ?

    - Сколько примерно лет было  Е.И.Носову, когда он стал артиллеристом ?

    - Где и кем работал писатель ?

    - Какова главная тема его творчества ?

2. Просмотр презентации " Жизнь и творчество Е.И. Носова ".

3. Чтение и работа над названием и содержанием рассказа.

Прежде чем перейдем к анализу рассказа скажите мне пожалуйста

Что такое рассказ?   

(рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

Итак, с чего начинается рассказ?

(с описания природы)

Почему автор начинает рассказ с описания природы? 

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Зачитаем начало рассказа

В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом...

Как изображена река в прочитанном отрывке? (загрязненная бутылками, мусором, щепками, пенопластом, водорослями)

Какое настроение вызывает отрывок?

Найдите слова, передающие эмоции, ощущения автора.

Но несмотря на весь хлам и мусор река Сейм, которую описывает автор, полноводная, в ней еще водится рыба.

 Через некоторое время автор вновь оказался у реки и не узнал ее.

 (Поехал и не узнал реки.  Русло сузилось, затравенело , чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи.)

 Что произошло с рекой? (Река обмелела, затравенела, сузилась)

 Почему такие ужасные изменения произошли с рекой и природой в целом?  (люди мусорят, загрязняют природу, заиливают речку, убивают рыбу и других обитателей водоема )

 Согласитесь, перемена разительная. Мощная, бурная река превратилась в заболоченную речушку. 

- Что же произошло? 

- Кто во всем виноват? 

Такими вопросами начинает задаваться читатель и пытается найти в рассказе ответ.

 - На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым?  (экологическая проблему; проблема бездушного и безответственного отношения человека к природе)

«Проблема 1. Бездушное, безответственное отношение человека к природе» 


 Скажите пожалуйста,  как люди в обществе относятся друг к другу? Всегда ли они находят взаимопонимание, отзываются на чужую боль, помогают друг другу?

Люди встречаются самые разные – одни добрые, открытые, душевные, другие – черствые и жестокие. А сейчас давайте обратим внимание на одного из главных героев, на Акимыча.

 Что вам о нем известно? (рыбак, фронтовик, неравнодушный ко всему происходящему человек)

  Чтобы определить, какими чертами характере наделил Носов Акимыча, давайте вместе составим портрет личности героя. 

Определите, какие из них в полной мере характеризуют Акимыча?

 Какие слова вам непонятны? (циничный)

Как вы понимаете слово циничный? (жестокий, бессердечный)

В словаре Ожегова дается следующее определение термина (Циничный — полный цинизма, пренебрегающий нормами общественной морали, нравственности. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова)

Можно ли сказать, что Акимыч – циничный человек? (Нет) Почему? (Он неравнодушный, отзывчивый человек, который душой болеет за все происходящее вокруг)

Ребята, взгляните на иллюстрацию на стр175.

Кто изображен на рисунке? (Акимыч)

Вглядитесь в его лицо и позу. Что они выражают? (лицо напряженное, опирается на черенок от лопаты, сутулится; иллюстрация выражает озабоченность, грусть, тоску, скорбь, печаль)

Какой момент рассказа изображен на данной иллюстрации? (эпизод, когда Акимы увидел, что в придорожном кювете лежит изуродованная кукла)

Вы правы, ребята, Акимыч – человек, прошедший войну, повидавший немало жестокости и насилия, он очень огорчен увиденным и недоумевает, как же так люди могли надругаться над куклой. Герой размышляет, какие люди могли совершить такой отвратительный поступок.

 Как же на этот вопрос отвечает Акимыч? (стр. 174)

- Это чья же работа?

- Кто ж их знает... - не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. - Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются.

С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там - под забором ли, в мусорной куче - выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или: без обеих ног... Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего.

Как вы думаете, на что в этом эпизоде хотел обратить внимание автор? (на черствость, жестокость людей)

Какую проблему он ставит перед нами? (Бездуховность, жестокость и равнодушие людей)

«Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»


А теперь послушайте ещё один отрывок из текста. (стр. 174)

А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут. Детишки бегают - привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!

Как вы понимаете слово святотатство? (бесстыдство, поругание)

В словаре Ожегова дается следующее определение термина (Святотатство (книжн. ) - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого «Словарь русского языка» С. И. Ожегова)

Почему Акимыч так близко к сердцу принимает чужую жестокость, а другие проходят мимо? (кукла похожа на человека; Акимыч – фронтовик, нагляделся человечины, не может спокойно переносить такую жестокость по отношению к кукле)

В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Ребята, давайте подумаем, почему автор изменил название? (через главного героя Носов хочет выразить протест против бессердечия, жестокости людей по отношению к кукле и друг другу)

Действительно, еще древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. Поэтому неудивительно, что Акимыч решает похоронить куклу, как хоронят человека. Но с болью проговорил… Прочитайте последнее предложение рассказа (стр. 176)

Всего не закопать…

 Какой знак препинания стоит в конце предложения? (многоточие)

Когда мы обычно ставим многоточие? (когда мысль не завершена, недосказана)

Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему призывает нас автор? (много на земле равнодушных и жестоких людей, автор призывает читателей к тому, чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие, черствость и были более отзывчивыми на проблемы других людей)

 Акимыч – один в поле не воин, он должен быть в каждом из нас, а мы должны нести ответственность за свои поступки и подавать пример подрастающему поколению.

Какую нравственную проблему поднимает Носов? (Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения)

Проблема 3 «Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения»


4. Ответьте на вопрос

- Какая тема объединяет рассказ Е.И. Носова "Кукла" и рассказ Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади" (высказывание ребят).


5. Обсуждение вопросов рубрики "Размышляем о прочитанном", с. 182.


Домашнее задание. Прочитать рассказ Л.Л. Волковой "Всем выйти из кадра"

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс