25.04.2023 урок русского языка 5-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

Двадцать пятое апреля

Классная работа

Тема.                                        Сжатое изложение

-  Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сжатое изложение.

- Работать будем по плану, будьте внимательны! Что же такое сжатое изложение?

Сжатое изложение - это воспроизведение прочитанного текста не подробно,  а кратко, сохраняя  его основные стилевые и языковые особенности.

- А почему так важно уметь излагать сжато?

- Это важно, потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

- Именно умению излагать  главную информацию мы и будем сегодня учиться. 

1. Прочитайте выразительно текст (вслух)!

    Однажды в зоопарке...

Весной я был в зоопарке. Кричали павлины. Бегемота сторожиха метлой загоняла в его домик. Медведь на задних лапах выпрашивал кусочки. Слон топал ногой. Верблюд линял и, говорят, даже плюнул в одну девочку, только я не видел. Я уже собрался уходить, когда заметил лося. Он стоял неподвижно на холме, далеко от решётки. Деревья были чёрные, мокрые. Листья на этих деревьях ещё не распустились. Лось среди чёрных деревьев, на длинных ногах был такой странный и красивый. И мне захотелось увидеть лося на воле.

    Я знал, что лося можно встретить только в лесу. На другой день я поехал за город.

    Поезд остановился на маленькой станции. За будкой стрелочника была тропинка. Она вела прямо в лес. В лесу было мокро, но листья на деревьях уже распустились. На бугорках росла травка. Я шёл по тропинке очень тихо. Мне казалось, что лось где-нибудь близко, и я боялся.

    И вдруг в тишине я услышал: тень-тень-тень, пинь-пинь-тень... Да это же совсем не капли; на берёзке сидела маленькая птичка и пела так же звонко, как вода падает на льдинку. Птичка увидела меня и улетела, я даже не успел её разглядеть. Я очень жалел, что спугнул её, но она снова где-то далеко в лесу запела-затенькала.

    Я сел на пенёк и стал её слушать. Около пенька разлилась лесная лужа. Солнце освещало её, и видно было, как на дне копошится какой-то паучок с серебряным брюшком. И только я внимательно поглядел на паучка, как вдруг жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде. Он догнал другую водомерку, и они вместе от меня ускакали. А паучок поднялся наверх, набрал на мохнатое брюшко воздуха и медленно опустился на дно. Там у него к травинке был привязан паутиной колокольчик. Паучок лапками сгрёб с брюшка воздух под колокольчик. Колокольчик качнулся, но паутина его удержала, и я увидел в нём воздушный шарик. Это у паука-серебрянки такой домик под водой, и там паучата живут, вот он и носит им воздух. Ни одна птица до них не доберётся.

    И тут я услышал, как за пеньком, на котором я сижу, кто-то неторопливо возится, шуршит. Я тихонько одним глазом посмотрел в ту сторону. Вижу, сидит сонная мышка с жёлтым горлышком и отдирает сухой мох от пенька. Схватила клочок мха и убежала. Мох она мышатам в нору постелет. Земля-то ещё сырая.

    За лесом паровоз загудел, пора домой. Да и устал я сидеть тихо, не шевелиться.

    Когда подходил к станции, вдруг вспомнил: ведь лося я так и не увидел! Ну и пускай, зато я паучка-серебрянку видел, и желтогорлую мышь, и водомерку и слышал, как теньковка поёт. Разве они не такие же интересные, как лось?

2. Беседа по содержанию. 

- Представьте, что вы на уроке и отвечаете мне на поставленные вопросы.

- О чем этот текст? Определите тему и основную мысль текста. 

(Этот текст о путешествии рассказчика по лесу в поисках лося. Это тема текста. В природе много интересного, удивительного, необыкновенного, нужно только уметь видеть –такова идея текста).

- Что, на ваш взгляд, главное, а что второстепенное в данном тексте?

(Главное то, что автор услышал и увидел в лесу, испытал удивление, получил новые впечатления, почувствовал свою близость к природе, свое родство с ней.

А второстепенное, то, что с лесными впечатлениями не связано: зоопарк, поезд, станция).

- Каким вы представляете себе рассказчика?

(Это человек средних лет, но очень мудрый, внимательный, спокойный, вдумчивый, а самое главное -он умеет видеть и слышать природу. Этот человек -большой знаток и любитель всего живого).

- Какие средства выразительности, использованные в тексте, подчеркивают его поэтический дар?

(Птичка пела «так же звонко, как вода падает на льдинку» (сравнение). «Копошится какой-то паучок с серебряным брюшком» (эпитет). «Жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде» (сравнение)).

- Пожалел ли рассказчик о том, что не увидел лося? Ответ аргументируйте.

(Нет, рассказчик нисколько не пожалел о том, что не встретил лося. Он увидел в этот день много интересного в лесу: паучка с серебряным брюшком, жука-водомерку, мышку с желтым горлышком, услышал пение теньковки. Все это также очень интересно).

- Что использует автор, чтобы убедить в этом читателя?

(Риторический вопрос в финале (в конце) текста убеждает читателя в том, что рассказчик очень рад своему путешествию, возвращается домой отдохнувшим, счастливым, полным новых знаний о природе).

Риторический вопрос - это вопросительное предложение, которое не требует ответа.

3. Составление плана и определение ключевых слов

- Определите тип текста. 

- На какие части можно разделить текст? 

- Как вы их выделили? 

- На какую часть речи вы прежде всего обратите внимание при составлении плана? (Глаголы, потому что текст-повествование). 

- Запишите цитатный план на двойных листочках (оформление смотрите ниже)

План

1. «Мне захотелось увидеть лося на воле»

2. «Я шёл по тропинке очень тихо»

3. «На берёзке сидела маленькая птичка и пела»

4. «Около пенька разлилась лесная лужа»

5. «Кто-то неторопливо возится, шуршит»

6. «Лося я так и не увидел!»

4. Словарная работа

- А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем. Помните о роли глагола в повествовании. Эти слова используйте при написании своего изложения. 

Цитатный план

Ключевые слова

«Мне захотелось увидеть лося на воле»

на длинных ногах был такой странный и красивый

«Я шёл по тропинке очень тихо»

лось где-нибудь близко, и я боялся

«На берёзке сидела маленькая птичка и пела»

тень-тень-тень, пинь-пинь-тень...; жалел, что спугнул ее; снова где-то далеко в лесу запела-затенькала

«Около пенька разлилась лесная лужа»

копошится какой-то паучок с серебряным брюшком; жук-водомерка на тонких лапках; у паука-серебрянки домик под водой

«Кто-то неторопливо возится, шуршит»

сонная мышка с желтым горлышком; отдирает сухой мох

«Лося я так и не увидел!»

они такие же интересные, как лось

5. Сжатие текста

- Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Для этого мы будем использовать... 

Три основных способа сжатия текста:

1. Исключение:

- исключение повторов, подробностей, деталей;

- исключение одного или нескольких из синонимов;

- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

- исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

- замена однородных членов обобщающим словом;

- замена предложения или его части местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложного предложения простым;

- замена части предложения синонимичным выражением.


6. А теперь прочитайте текст, который и будет сжатым изложением. 

Однажды в зоопарке...

    Весной я был в зоопарке и увидел там лося. Он стоял неподвижно на холме, далеко от решётки. Среди чёрных деревьев, на длинных ногах лось был такой странный и красивый. И мне захотелось увидеть этого красавца на воле.

    На другой день я поехал за город. Вышел на маленькой станции и по тропинке я пошел прямо в лес. В лесу было мокро, но листья на деревьях уже распустились. Я шёл очень тихо, думал, что лось где-нибудь близко, и я боялся.

    И вдруг я услышал необыкновенное пение. Это на берёзке сидела маленькая птичка и пела так же звонко, как вода падает на льдинку. Увидев меня, птичка улетела. Я очень жалел, что спугнул её, но она снова где-то далеко запела-затенькала.

    Я сел на пенёк и стал её слушать. Около пенька разлилась лесная лужа. Я заметил, как на дне копошится какой-то паучок с серебряным брюшком. А вот жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде. В это время паучок поднялся наверх, набрал на мохнатое брюшко воздуха и медленно опустился на дно. Там у него к травинке был привязан паутиной домик, в котором живут паучата. Вот он и носит им воздух.

    И тут я услышал, как за пеньком кто-то неторопливо возится, шуршит. Вижу, сидит сонная мышка с жёлтым горлышком и отдирает сухой мох от пенька. Мох она мышатам в нору постелет.

    Уже направляясь домой, я вдруг вспомнил, что лося я так и не увидел! Зато я паучка-серебрянку видел, и желтогорлую мышь, и водомерку, слышал, как теньковка поёт. Разве они не такие же интересные, как лось?

7. Но и это еще не все! Этот текст можно сжать еще. Теперь выполните эту работу самостоятельно. Уменьшите свой рассказ, убрав лишние для вас слова.

И полученное изложение запишите после плана.

Домашнее задание. Напишите сжатое изложение на двойных листочках.

Оформление

Титульный лист

Сжатое изложение

по русскому языку

ученика(цы) 5-Б класса

Перевальской гимназии №1

Фамилия Имя (в Р.П.)

На развороте

Двадцать пятое апреля

Изложение

Однажды в зоопарке...

План

1. «Мне захотелось увидеть лося на воле»

2. «Я шёл по тропинке очень тихо»

3. «На берёзке сидела маленькая птичка и пела»

4. «Около пенька разлилась лесная лужа»

5. «Кто-то неторопливо возится, шуршит»

6. «Лося я так и не увидел!»

И дальше по пунктам плана (с красной строки каждый) запишите своё изложение!!!!!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс