28.04.2023 урок литературы 11-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

        Здравствуйте, ребята!

        Сегодня мы с вами продолжаем выяснять, в чём заключается талант действия и убеждения писателя в произведении «Царь-рыба».

Двадцать восьмое апреля

Классная работа

Тема. В.П. АСТАФЬЕВ. Повесть «Царь-рыба».

Натурфилософия В.П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос произведений писателя.

Проблема утраты человеческого в человеке

 

       1. Прочитайте материал.

        В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско-нравственных мыслей автора.

" Царь - рыба " включает 12рассказов.Сюжет повести связан с путешествием автора  -  лирического героя  -  по родным местам в Сибири. Сквозной образ автора, его размышления и воспоминания, лирико - философские обобщения, обращения к читателю объединяют отдельные эпизоды и сцены, характеры и ситуации в законченное художественное повествование.

" Царь - рыба" поднимает острые экологические проблемы.

 Подумайте и ответьте на вопросы :

- Перекликается ли " Царь - рыба " с современностью ?

- Актуальны ли сейчас намеченные Астафьевым проблемы или общество уже решило их ?

 

     2.   Проанализируем произведение (устно подготовьтесь к обсуждению):

·      -  Определите жанр произведения «Царь-рыба».

·        В чём своеобразие композиции книги?

·        Определите художественное пространство книги.

·        Назовите основную тему произведения.

·        Кто в повествовании противостоит природе?

·        Есть ли в «Царь-рыбе» положительные герои?

 

        Виктор Астафьев признавался: «Начал с главы «Капля», а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения... Если бы я писал роман, я бы писал по-другому».

 

·        В чем заключается «философское осмысление» материала в главе «Капля», а также в других главах «Царь-рыбы»?

·        Открывает книгу «Царь-рыба» глава «Бойе». 

3.Работа с текстом главы «Дамка»

·        Где происходят события, описанные в произведении «Царь-рыба»?

·        Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?

 

        Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.

        В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.

         Под стать и жители посёлка: девица, «умеющая культурно пить», принюхивающиеся таёжные парни»; при посадке в самолёт «чалдоны-молодцы» оттолкнули в сторону женщин и детей. Люди равнодушны друг к другу. Фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему.

        Читая описание поселка в главе «Дамка», возникает чувство грусти и сожаления, что человек потерял чувство собственного достоинства, живет не так как нужно в соседстве с великой природой.

 

        Перескажите отрывок «Я простоял всю дорогу…» до «…интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..».

·        Отчего эти люди так одиноки?

·        Кто они, эти люди?

·        Назовите героев повествования.

·        Что объединяет этих героев?

·        Почему так много внимания уделял им?

·        В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?

 

        Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются, не признают нравственные законы, объединяющие людей и природу.

        Теряется человеческое в человеке - вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.

 

         В.П.Астафьев на страницах повествования создает ситуации прямого столкновения человека и природы. Это главы «Поминки» и «Царь-рыба».

 

·        Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?

·        Как ведут себя люди после трагедии?

 

Работа над главой «Царь-рыба»

        В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско-нравственных мыслей автора.

        Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.

·        Кто его герой?

·        Как жители поселка относятся к Игнатьичу?

·        Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором?

 

Анализ эпизода «Поединок человека с царь-рыбой»

·        Почему царь-рыба, а не осётр?

·        Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба?

 

        «Делить осетра?.. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...”.

        Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.

 

·        Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?

·        В чем заключается поединок?

 

        Фамилия Игнатьича Утробин произошла от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.

        От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления?

 

·        А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?

·        Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?

·        В чём их смысл?

·        Что понимает Игнатьич?

 

        Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся перед матерью-природой.

        Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.

        Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.

 

        Чтение отрывка «Ни на одну женщину…»

·        Для чего Астафьев поведал нам эту историю?

·        Какую нравственную проблему поднимает автор?

·        Что спасает Игнатьича?

·        Что испытывает Игнатьич после покаяния?

 

        Быть мо­жет, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он нико­му не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»

        Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и царь-рыбы.

 

·        Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает ни­кому ничего не говорить о ней?

 

        Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.

 

Домашнее задание:

1)     Прочитайте главы: «Царь-рыба» и «Уха на Боганиде».

2)     Подготовьте характеристику Акимки.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс