06.04.2023 онлайн-урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы с вами
дадим общую характеристику литературному процессу эпох «оттепели», «застоя»,
перестройки.
Шестое апреля
Классная работа
Тема. Литература 1956
– конца 1980-х годов
А.Т. Твардовский
Поэма «По праву памяти»
как поэма – исповедь, поэма – завещание
Тема прошлого,
настоящего, будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого
1. Беседа по вопросам рубрики "Размышляем
о прочитанном", с. 248.
2. Новое
осмысление истории в поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти». Лекция учителя.
Записать тезисы.
3. Посмотрите
презентацию по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1pSzsR8zrix19rtUmoz2l9kiMe1bCViMC/edit?usp=sharing&ouid=114977284862517845488&rtpof=true&sd=true
Составьте и запишите конспект.
4. «Великие стройки ХХ
века». Прочитайте материал для ознакомления.
«Великие стройки XX века»
В истории СССР период с 1956 по 1989
годы ознаменовался множеством великих событий. Это и освоение целины, и полёт
человека в космос, и строительство Братской ГЭС, и БАМ, и Московская олимпиада,
и ввод советских войск в Афганистан. Вот только отношение ко всем этим событиям
тогда и сейчас разное. И вопрос «А нужно ли всё это было?» возникал и тогда, и
сейчас.
Писатель Виктор Некрасов сгруппировал
литераторов 60-х – 70-х годов по принципу отношения к Системе и правде
следующим образом:
1. «Верные
автоматчики» литературы. Иллюзий, веры – никакой. Основной стимул – жизненные
блага. Циничны. Продажны. Умеют поторговаться. Посты, тиражи, дачи.
2. «Правдоискатели».
Найдя, поведывают её, правду. Не всю, конечно, об этом не может быть и речи, но
врать и лакировать ни в какую.
3. «Врать
надоело! Ну их! На всю катушку!» Таких исключают из Союза писателей, выдворяют
за пределы СССР, кого-то сажают. Книги их изымают.
Одним из главных инструментов
тотального партийно-государственного контроля над литературной деятельностью в
СССР был Союз писателей СССР. В рассматриваемый нами период с 1956 года по 1989
год Союзом писателей руководили Алексей Сурков, Константин Федин, Георгий
Марков, Владимир Карпов. Авторами каких произведений они были, мало кто
вспомнит. Ведь Союз писателей СССР не был однороден ни по степени талантливости
своих членов, ни даже по социальному уровню. Наряду с поистине талантливыми и
творчески богатыми людьми успешно сосуществовали и бездари, которые особенно
ярко проявляли себя во всех видах командно-организационной работы. Многие из
корифеев советской литературы перегнали по числу изданных романов и повестей
Агату Кристи и Жоржа Сименона. Но эти груды лакированных, изящно изданных
кирпичей не остались на века, как образцы бессмертной классики советской эпохи.
XXI век открыл им прямой и светлый путь – в макулатуру.
Литературу 1956 – начала 1960-х годов
поэт Булат Окуджава назвал «минутой возвышенной пробы». Это было время, когда
значительно расширился круг литературных журналов, была ослаблена
информационная «блокада» - возвращены произведения М. Булгакова, М. Зощенко, А.
Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, И. Бабеля и других.
XX съезд КПСС наметил курс на
развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. «Оттепель»
в жизни общества коснулась и литературы: была образована литературная группа
«Мы – молодые», в которую вошли абсолютно различные по идейным и эстетическим
установкам авторы. Общей для группы была ориентация на духовную свободу
личности, свободу выбора, «право на себя». Новые самобытные авторы волновали
умы читателей – Андрей Вознесенский, Василий Аксёнов, Белла Ахмадуллина,
Евгений Евтушенко, Владимир Войнович, Фазиль Искандер, Булат Окуджава, Аркадий
и Борис Стругацкие. Особое место в литературной жизни страны занял журнал
«Новый мир»: именно на его страницах были опубликованы все крупные произведения
этого периода, кроме того, журнал вёл полемику с другим литературным журналом –
«Октябрь» о путях русской литературы и культуры.
Этапные произведения этого периода: «Судьба человека» М. Шолохова, «Один
день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Районные будни» В. Овечкина.
Литература «оттепели» сыграла большую роль
в развитии и становлении литературы 70-х – 90-х годов: уже тогда наметились
«окопная», «деревенская» и «городская» темы. Пристальное внимание писателей
привлекала судьба человека, его трагический разлад с окружающим миром, утрата
исконных нравственных ценностей.
Однако политика партии в вопросах культуры
и литературы была непоследовательной: уже в 1957 году Н.С. Хрущёв говорит о
том, что «творческая активность в сфере литературы и искусства должна быть проникнута
духом борьбы за коммунизм, должна наполнять сердца бодростью, развивать
социалистическую сознательность и групповую дисциплину». «Оттепель» в
литературе сменилась литературными «заморозками», возобновился контроль партии
над искусством. «Заморозки» начинаются с присуждения в 1958 году Нобелевской
премии Б. Л. Пастернаку и последующей травли писателя. Позже состоятся суды над
И. Бродским, А. Синявским, Ю. Даниелем – «за литературные произведения», будет
арестован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». В литературе появится феномен
«самиздата»: произведения прогрессивных авторов будут перепечатываться на
машинке и распространяться нелегально. Появятся писатели-диссиденты, которые
покинут СССР по собственной воле или же будут выдворены из страны насильно.
В десятилетие 70-х и чуть
позже в основном читали В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Белова, В.
Шукшина, Ю. Трифонова, В. Быкова, Ч. Айтматова, Д. Гранина, Ю. Бондарева. Это
их произведения вошли в «золотой фонд» советской литературы, именно эти авторы
имеют право называться корифеями советской литературы.
О чём они писали? О
человеке, чья личность предстаёт как средоточие общественных проблем. Эти
проблемы преломляются в поступках человека, в его психологии. Писатели
заглядывают не столько в социальную, сколько в естественную природу человека.
Человеческая судьба связывается с непредсказуемостью сердечного влечения, с
одной стороны, с космическими тайнами Вселенной – с другой стороны. Перекрёсток
мига и вечности, прошлого и будущего придают многим эпическим произведениям
философскую масштабность и глубину. Однако в целом жизнь человеческая
определяется социальными обстоятельствами.
Как писали?
Прозе свойственно художественное многообразие. Лиризм и исповедальность
соседствовали с отсветами романтизма и с «суровым» реализмом. Характерно
стремление многих авторов к онтологичности, и тогда они обращаются к
притчевости, мифологеме, параболе. Нередко судьба человеческая художественно
исследовалась в рамках оппозиции: настоящее – прошлое. Социалистические иллюзии
были утрачены. Критик А. Бочаров назвал прозу 70-х – 80-х годов
интеллектуальной.
Домашнее задание:
1. Посмотрите
презентацию, запишите конспект.
2. Прочитайте
теоретический материал.
Комментарии
Отправить комментарий