07.04.2023 урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Седьмое апреля
Классная работа
Тема. «Окопный реализм»
писателей-фронтовиков 1960-1970-х годов.
Проза Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьёва, А.А. Ананьева, В.Л.
Кондратьева,
Б.Л. Васильева, Е.И. Носова, В.П. Астафьева
«Окопный
реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов
Повести и романы Юрия Васильевича Бондарева
(р. в городе Орске в 1924 году) — «Батальоны просят огня» (1957),
«Последние залпы» (1959), «Горячий снег» (1970) — посвящены войне. Творческий
дебют писателя-фронтовика, командира орудия, раненного под Сталинградом, был
столь заметен, так богат новизной ситуаций, героями, картинами переживаний
человека на войне, что не все обратили внимание: а ведь эта суровейшая проза
явно несет следы поэтики, языка К. Г Паустовского.
Активный насыщенный аудиовизуальный
фон, обилие цветовых пятен, непрерывное углубление цветовых характеристик —
«черные пепелища», «обугленные сады», «темнеют воронки», «налет гари» (т.е.
пепла, черноты) — первый и характерный признак бондаревской «окопной земли».
Временами кажется, что он пишет о войне даже избыточно метафорично, словно
подбирая цвета, пятна, объемы предметов, вернее, сочетания цветов, скопления
предметов, не умея, хоть один из героев повести «Последние залпы» и призывает к
этому, «зажать душу в кулак».
Сюжеты первых бондаревских повестей (да
и романа «Горячий снег») обладают одним качеством: это «предельные»,
«непосильные» ситуации, исключительные по сосредоточению, концентрации действия
на пятачке, на плацдарме, на острие вражеского наступления.
В «Батальонах...» мы видим пехотные
батальоны и артиллеристов под командой молодого Бориса Ермакова на плацдарме за
Днепром, в цепочке боев с превосходящими силами врага, без огневой поддержки
своих. В «Последних залпах» батареи капитана Новикова сдерживают отход
вражеских танков. В «Горячем снеге» ситуация еще предельнее: целая армия
фашистского генерала Манштейна рвется в окруженный Сталинград, ее нельзя
пропустить, и вновь эту практически непосильную задачу решает горстка молодых артиллеристов.
Вспомните песню «На безымянной высоте»
из кинофильма «Тишина» по сценарию Бондарева (с ее точным обозначением
бондаревского хронотопа: «горела роща в час заката», «над нами «мессеры»
кружили», «землянка наша в три наката, сосна сгоревшая над ней», «нас
оставалось только трое»). Никаких общих слов о панораме войны, о ее
закономерностях, и самое главное: окопный реализм всей лейтенантской прозы
исходил из нового взгляда на само сражение без былой победности, без заданной
уверенности в победе. Каждый бой — это возможность и победы и поражения. А
разве гибель друзей, даже в случае победы, не элемент поражения, торжества зла?
Конфликт переносится в сердечную глубину, в пространство памяти.
Повесть К.Д.
Воробьева (1919-1975) «Убиты под Москвой» (1961).
Этот писатель родился в селе Нижний
Реутец Медынского района Курской области, но после войны (он чудом уцелел в
плену, в лагерях смерти) жил в Вильнюсе. В Литве он после побега из плена
воевал в партизанском отряде, в Литве же написал в 1943 году повесть о лагере
смерти «Это мы, Господи!». Она была опубликована лишь в 1986 году.
Чем примечательна повесть «Убиты под
Москвой»?
Прежде всего тем, что она раскрывает
драматичнейший процесс рождения войны народной, процесс выдвижения самим
народом в час беды новых людей, лидеров, которые имеют качества, необходимые
для спасения народа.
Сам Константин Воробьев, вспоминая себя
как руководителя отряда стихийных (самочинных) партизан, с изумлением
спрашивал: «Но как это тебе удалось? В отряде ведь потом были бежавшие из плена
майоры, капитаны, старшие политруки, батальонные комиссары и даже один
полковник, но командовал ты, лейтенант. Как это тебе удалось?.. Не знаю. Я
был... Но, может, и нет. Смелые были многие, но вот сохранивший себя настоящим
лейтенантом — ты был один" (выделено мной. — В. Ч.).
В начале повести колонну кремлевских
курсантов вел под Клин навстречу врагу капитан Рюмин. Этот щеголеватый офицер
шел, помахивая ивовым прутиком, который все называют «стеком». Английский
«стек», надо сказать созвучный в глазах взводного Алексея Ястребова и тугим
кожаным перчаткам, и ледяной надменности его кумира, доминирует в тексте. А
противостоит ему народное слово «репица», невзначай вырвавшееся из уст пожилого
пехотинца, уже побывавшего в боях с танками. Он учит курсантов бою с танками.
«Ведь танку в лоб не проймешь такой поллитрой! — говорит он курсантам. — Тут
надо ждать, покуда она репицу свою подставит тебе». Что за редкое слово?
Где его отыскал писатель? В словаре
С.И. Ожегова оно истолковано так: «Репица. — У позвоночных животных:
выступающая у хвоста конечная часть позвоночника».
Пролог повести — это еще апофеоз
нерассуждающей отваги, торжество корпоративного офицерского аристократизма:
«Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт...». Эти двести сорок
курсантов кажутся целиком скопированными с того же капитана Рюмина. Поражает
почти графическая четкость в обрисовке монолитной колонны, ее
вызывающе-игрового аристократизма, презрения к гибельным обстоятельствам.
Однако рота воюет пока лишь тем, что гордо не обращает внимания ни на что:
«Рота рассыпалась и падала по команде капитана — четкой и торжественно
напряженной, как на параде».
В повести два центральных события —
ночная атака курсантов на село, разгром фашистов и трагическое окружение их в
лесу, гибель, отчаяние Рюмина, приведшее его к самоубийству. К войне народной,
длительной, суровой он был не готов: у нее другие правила, она требует иных
расчетов, иной агитработы. Алексей Ястребов видит, как буквально на глазах
стареет Рюмин, теряется. Он пробует спасти его: «Ничего, товарищ капитан! Мы
их, гадов, всех потом, как вчера ночью! Мы их... Пускай только... Они еще не
так заблюют! .. У нас еще Урал и Сибирь есть, забыли, что ли! Ничего!»
Позднее - вслед за Ю. Бондаревым, К.
Воробьевым, Г Баклановым - новый тип «окопного реализма», серию боев в
предельно критической ситуации без предрешенной победы, укрепят и пополнят А.
Ананьев (1925-2001) с романом «Танки идут ромбом» (1963), В. Курочкин (1925-1976),
создатель повести «На войне как на войне» (1965) с народным характером младшего
лейтенанта Сани Малешкина, командира самоходки.
Ленинградец Виктор Курочкин, командир
самоходной артустановки во время войны, необычайно тонко сочетает комические
приключения Малешкина и его экипажа (они даже бросили свою машину, протаранив
хату, не выключив мотора) и подвиг, как бы случайный. Герой гибнет от осколка,
перерезавшего ему горло: «Саня задергался, захрипел и открыл глаза. А закрыть их
уже не хватило жизни».
Фронтовые страницы современной прозы позднее были дополнены Вяч. Кондратьевым (1920-1993), написавшим повесть «Сашка» (1979), первую в его «ржевском цикле» (т.е. о мучительных боях подо Ржевом); Б.Л. Васильевым (р. 1924), прославившимся повестью «А зори здесь тихие...» (1969) и одноименным фильмом С.И. Ростоцкого (1972). Совершенно особыми страницами военной прозы - уже не лейтенантской, не окопной - станут в 70—80-е годы произведения Е.И. Носова (1925-2002) «Усвятские шлемоносцы» (1977) и В.П. Астафьева (1924-2001) «Пастух и пастушка» (1967; оконч. ред. 1989) и «Прокляты и убиты» (1992-1994).
Домашнее
задание:
1.
Прочитайте теоретический материал.
2.
Подготовьте сообщение (А4) о
других представителях «окопного реализма» (кроме Ю.Бондарева, К.Воробьева).
Комментарии
Отправить комментарий