04.05.2023 урок литературы 11-Б класс

Здравствуйте, ребята!

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности. Речь пойдёт о повести В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний урок – это урок-путешествие, но не в какие-либо далёкие страны, в глубины человеческой души.

Четвёртое мая

Классная работа

Тема. Повесть «Живи и помни». Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В.Г. Распутина

 

Вспомните: кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека? - Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание».

Начнем урок с повторения материала. Письменно выполните задания презентации (слайды 1-9):  https://docs.google.com/presentation/d/1aHs2WTbP60y_inWAnv5BYriwA-oZ3-0K/edit?usp=sharing&ouid=114977284862517845488&rtpof=true&sd=true

 

Прочитайте материал.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «Пожар», «Прощание с Матёрой».

Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть “Живи и помни” он удостоен Государственной премии СССР. Только начиная с повести “Живи и помни”, которая вышла в 1974 году, писатель отходит от нравственно – бытовых проблем и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем современности, что определило становление в его творчестве жанра философской повести.

21 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война.

 

Прочитайте повесть «Живи и помни».

Проанализируем повесть.

В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем разобраться.

Для начала определим тему повести. О чём она?

- о любви;

- о дезертире;

- о русской женщине;

- о войне.

Но главную тему поможет определить нам один из героев повести: «Это все война, все она проклятая!»

·        Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?

 

Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?

Но повесть Распутина нельзя отнести более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая, философская, как, впрочем, и другие, появившиеся военные повести, так как всех писателей больше всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке.

 

·        Какую сторону войны затрагивает автор в повести?

 

Замыслом повести послужило воспоминание детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

 

·        Какой эпизод описан первым в повести?

·        Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?

·        Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?

·        Какое символическое значение имеет эта деталь?

·        Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня?

·        Как автор описывает первое появление Андрея?

·        Какое чувство возникает у Настёны?

·        Автор с самого начала даёт нам понять, что Андрей, став дезертиром, вступает на путь зверя. Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

·        Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее?

·        Был ли Гуськов трусом?

·        Что же заставляло его обижаться?

·        Что вызывает обиду Гуськова?

·        За кого боится Гуськов?

·        Какая черта характера порождает этот страх?

 

·        Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма.

·        Далее идёт разрушение души героя. Эгоизм порождает другие пороки. Как автор показывает расчеловечивание героя?

·        Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство?

·        Как ведут себя человек и животное?

·        На какое ещё несчастье обрекает себя герой?

·        Обретает ли герой то, к чему стремился? Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца?

·        На что обрекает себя герой?

·        Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях?

·        Есть ли в Гуськове человеческое и когда оно начинает проявляться в нём?

Настена

o   В чём трагедия Настены и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

o   Что мы знаем о судьбе Настёны?

o   Как и почему вышла замуж за Андрея?

o   Любила ли Настёна Андрея? Из каких составляющих складывалась её любовь к мужу?

o   Какое главное правило для Настёны в семейной жизни?

o   Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали, и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт. В чём этот разлад?

 

За что ей такое наказание? Она в этом виновата? Но Настёна сама придумывает себе вину: «А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

 

o   На что надеется Настёна?

o   Что чувствует героиня в момент возвращения Максима Вологожина, окончания войны?

o   В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?

o   Как воспринимают герои одиночество, оторванность от людей?

 

Гуськов

Настёна

 

 

 

Настёна разделяет вину мужа, уверяя себя, что чтобы с ним не случилось, она в ответе.

o   Она даже видит знак судьбы. Какой это знак?

o   Осудила ли деревня Настёну?

o   Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова?

 

Домашнее задание:

1.     Прочитать повесть.

2.     Выполнить задания презентации.

3.     Письменно ответить на 10 любых вопросов (см. урок).

4.     Фото д/з прислать до 10 мая на телеграмм.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс