04.05.2023 урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте,
ребята!
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности. Речь пойдёт о повести В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний урок – это урок-путешествие, но не в какие-либо далёкие страны, в глубины человеческой души.
Четвёртое
мая
Классная
работа
Тема. Повесть «Живи
и помни». Особенности психологического анализа в «катастрофическом
пространстве» В.Г. Распутина
Вспомните: кто из русских писателей
до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека? - Ф.М.
Достоевский в романе «Преступление и наказание».
Начнем урок с повторения материала. Письменно выполните задания презентации (слайды 1-9): https://docs.google.com/presentation/d/1aHs2WTbP60y_inWAnv5BYriwA-oZ3-0K/edit?usp=sharing&ouid=114977284862517845488&rtpof=true&sd=true
Прочитайте
материал.
Валентин Григорьевич Распутин
родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил
и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые
известные его произведения: повесть «Последний срок», «Пожар», «Прощание с
Матёрой».
Парадокс Распутина состоит в том,
что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение
истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно
высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными
наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974
году, удостоен Государственной премии.
Год 1977-й для писателя знаковый. За
повесть “Живи и помни” он удостоен Государственной премии СССР. Только начиная
с повести “Живи и помни”, которая вышла в 1974 году, писатель отходит от
нравственно – бытовых проблем и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем
современности, что определило становление в его творчестве жанра философской
повести.
21 июня 1941 года фашистская
Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная
война.
Прочитайте
повесть «Живи и помни».
Проанализируем
повесть.
В чём сила этого произведения?
Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем разобраться.
Для начала определим тему повести. О
чём она?
- о любви;
- о дезертире;
- о русской женщине;
- о войне.
Но главную тему поможет определить
нам один из героев повести: «Это все война, все она проклятая!»
·
Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?
Война – это страшное испытание для человека.
Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на
войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё
спишет». Но всё ли можно оправдать войной?
Но повесть Распутина нельзя отнести
более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая, философская, как,
впрочем, и другие, появившиеся военные повести, так как всех писателей больше
всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной
войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в
годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке.
·
Какую сторону войны затрагивает автор в повести?
Замыслом повести послужило
воспоминание детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили
дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он
озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню
вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти
и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».
·
Какой эпизод описан первым в повести?
·
Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?
·
Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не,
скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы
фигурирует та же деталь?
·
Какое символическое значение имеет эта деталь?
·
Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором?
Какие чувства испытывает героиня?
·
Как автор описывает первое появление Андрея?
·
Какое чувство возникает у Настёны?
·
Автор с самого начала даёт нам понять, что Андрей,
став дезертиром, вступает на путь зверя. Кто он, этот человек, и что позволило ему
совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и
национальности?
·
Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает
рассказ об Андрее?
·
Был ли Гуськов трусом?
·
Что же заставляло его обижаться?
·
Что вызывает обиду Гуськова?
·
За кого боится Гуськов?
·
Какая черта характера порождает этот страх?
·
Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну
Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма.
·
Далее идёт разрушение души героя. Эгоизм порождает
другие пороки. Как автор показывает расчеловечивание героя?
·
Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это
именно убийство?
·
Как ведут себя человек и животное?
·
На какое ещё несчастье обрекает себя герой?
·
Обретает ли герой то, к чему стремился? Что чувствует
он, когда видит свою деревню, отца?
·
На что обрекает себя герой?
·
Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях?
·
Есть ли в Гуськове человеческое и когда оно начинает
проявляться в нём?
Настена
o
В чём трагедия Настены и почему именно она, а не
дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она
убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.
o
Что мы знаем о судьбе Настёны?
o
Как и почему вышла замуж за Андрея?
o
Любила ли Настёна Андрея? Из каких составляющих
складывалась её любовь к мужу?
o
Какое главное правило для Настёны в семейной жизни?
o
Казалось бы, она поступает правильно в её
представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть
вместе и в печали, и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой,
какой-то дискомфорт. В чём этот разлад?
За что ей такое наказание? Она в
этом виновата? Но Настёна сама придумывает себе вину: «А может, она тоже
повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше
всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней
открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь
от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать
безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он
трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама
жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда
не стряслась».
o
На что надеется Настёна?
o
Что чувствует героиня в момент возвращения Максима
Вологожина, окончания войны?
o
В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?
o
Как воспринимают герои одиночество, оторванность от
людей?
Настёна |
|
|
|
Настёна разделяет вину мужа, уверяя
себя, что чтобы с ним не случилось, она в ответе.
o
Она даже видит знак судьбы. Какой это знак?
o
Осудила ли деревня Настёну?
o
Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова?
Домашнее задание:
1. Прочитать
повесть.
2.
Выполнить задания презентации.
3.
Письменно ответить на 10 любых вопросов
(см. урок).
4. Фото
д/з прислать до 10 мая на телеграмм.
Комментарии
Отправить комментарий