11.05.2023 онлайн-урок литературы 11-Б класс

    Здравствуйте, ребята, начинаем онлайн-урок литературы!

        Мы поговорим сегодня с вами о непростом произведении Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которое вы прочитали дома.

Одиннадцатое мая

Классная работа

А. И. Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы.

Повесть «Один день Ивана Денисовича»

 

        Прочитайте материал.

        Произведения «Один день Ивана Денисовича» не было бы, если бы не своеобразный период в истории СССР с середины 1950-х до середины 1960-х г., вошедший в историю под альтернативным названием «хрущёвская оттепель», если бы произведение не попало бы в руки А.Т. Твардовского, если бы сам А. И. Солженицын не имел лагерный опыт, если бы не было системы ГУЛАГ.

 

        Прочитайте повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

 

        Посмотрите видеоурок по ссылке:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5613/main/281294/

 

        По материалам урока, составьте письменно сложный план.

 

        Вспомним термины, которые нам понадобятся на уроке. Прочитайте.

        Сталинская эпоха период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этого периода обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926-1929 гг.).

        Тоталитарный режим – крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.

        Репрессии наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

 

        Прочитайте материал.

        Вначале писатель назвал свое произведение «Щ-854 (Один день одного зэка)». Слово «Зэк» обозначает сокращение ЗК, то есть «заключённый». В послевоенных лагерях «политические» осуждённые, то есть осуждённые по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР за контрреволюционную деятельность, например, за «шпионаж», «измену Родине», любую «антисоветскую деятельность», обязаны были носить на своей одежде нашивки с номерами, обращались к заключённым тоже по номерам. Главный герой повести Иван Денисович Шухов имеет лагерный номер Щ-854.

        Вспомним:

·      Какие ещё исторические понятия связаны с 50-ми годами XX столетия? Это сталинский режим, новая волна репрессий, тоталитарное государство, тоталитарный режим, репрессии.

 

        Прочитайте материал.

        Произведение «Один день Ивана Денисовича» Александр Солженицын считал рассказом, но по масштабам это повесть – жанр определил Александр Трифонович Твардовский, который первым прочитал произведение и способствовал его появлению в 11 номере журнала «Новый мир» в 1962 году. Повесть была задумана писателем в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951 года, написана в 1959 году.

        Впервые в литературе была открыта "лагерная"тема и поставлен ключевой для писателя вопрос о русском народе.

 

        Проанализируем текст через проблемные вопросы. Письменно ответьте на вопросы.

·      Чьими глазами мы увидели ужасы лагерной жизни?

·      В повести много героев. Но почему именно глазами Шухова описана жизнь в лагере?

 

        Заполните таблицу (письменно).

Герой

Причина, по которой находится в лагере

Черты характера, как себя ведёт в лагере

Шухов

 

 

Кавторанг Буйновский

 

 

Баптист Алёшка

 

 

Кинорежиссёр Цезарь Маркович

 

 

Гопчик

 

 

Бригадир Тюрин

 

 

Фетюков

 

 

Ю-81

 

 

Стенька Клёвшин

 

 

Латыш Кильдигс,

два эстонца

 

 

 

        Домашнее задание.

1.    Выполните задания (см. урок).

2.  - Разгадайте филворд. Перечертите и заполните цветным ответы.

-      Филворд - английский кроссворд

Найдите слова в филворде.

Вопросы:

1. Из-за какой болезни у Ивана Денисовича выпали зубы?

2. Кто являлся безвольным, ненадёжным, трусоватым, не умел постоять за себя?

3. С каким словом отождествляется в произведении понятие «день»?

4. О ком идёт речь: «он не был шакал даже после восьми лет общих работ − и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл бы и под страхом смерти»;

5. Часто получает из дома богатые посылки, и это даёт ему возможность хорошо устроиться в лагере;

6. Эти герои высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья.

А

Р

Ф

С

С

К

А

Ж

Ц

И

С

О

Е

Л

Д

Н

Л

И

И

А

Э

С

Т

О

Н

Ц

Ы

З

Н

Р

К

Б

Ю

И

Л

Ь

Я

Н

Г

С

Р

У

К

К

Р

У

Г

Ь

А

Е

О

Х

О

С

Р

Н

О

Л

Р

Н

Р

Л

В

Р

Ш

У

Х

О

В

Я

И

Ц

Е

З

А

Р

Ь

М

А

Н

 

3.    Работы прислать до 18-00 12.05.2023 на Телеграмм.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс