15. 05. 2013 год урок русского языка 11 - Б класс

     Здравствуйте, ребята!

        Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем наши знания по словообразованию, повторим понятия и термины раздела "Словообразование", способы образования слов.

       

Пятнадцатое мая

Классная работа

Тема. Обобщение и систематизация знаний

 

        На сегодняшнем уроке мы повторим все ключевые понятия раздела "Словообразование".

        Вспомним определения. Письменно кратко (одним словом) ответьте на вопросы.

1. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова?

2. Какие способы словообразования есть в русском языке? Примеры.

3. Какие слова называются производными? Примеры.

4. Какие слова называют непроизводными? Примеры.

5. Какая основа называется производящей? Примеры.

6. Как называется значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов? Какие значения может содержать приставка?

7. Как называется значимая часть слова, которая находится после корня или после суффикса и служит для образования слов? Какие значения может содержать суффикс?

Какие суффиксы относят к формообразующим? Входят ли они в основу слова?

8. Какие приставки и суффиксы называют непродуктивными? Приведите примеры исторических изменений в составе слова.

9. Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного разбора?

10. Расскажите о словообразовательной цепочке.

 

Упражнение 1

        Задание: рассказать о признаках текста и о чём данный текст (т.е. озаглавить текст), определить стиль текста; вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить способ образования выделенных слов.

 

        Странное состояние переживал Алексей Мересьев.

        С тех пор как он п..верил что путём тр..нировки сможет научит..ся летать без ног и снова стать полноце..ым лётчиком им овладела жажда жизни и деятельн..сти. Теперь у него была цель жизни вернуться к профе..ии истребителя. С тем же ф..нтастическим упорством с каким он обезножев выползал к своим стремился он к этой цели: Нужно было так натр..нировать себя чтобы пр..стёгнутые к обрубкам ног куски дерева и кожи выполняли эту тонкую работу как живой орган.

(По Б. Полевому)

 

Упражнение 2

        Показать морфонологические явления, которые происходят на морфемном шве:

Глухой > глушь /чередование/

Грусть > грустный /…

фамилия > фамильный /…

два > двенадцать /…

итальянец > итальянка /…

 

Упражнение 3

        Восстановить расположения слов в словообразовательной цепочке.

Дом > (домашний) > одомашнить > (одомашнивать) > одомашнивание

 

Строить, строитель, строительство.

Листва, лист, лиственный, лиственница.

Мыть, промывать, промыть, промывочный, промывка.

Острить, острый, обострение, обострить.

 

Упражнение 4

        Каким способом образованы данные слова:

 

медвежья (медведь > медвеж[j а] ) - /суффиксальным способом/

бездорожье …

лисий …

расписать …

 

Упражнение 5

        Выписать слова, образованные бессуффиксным способом.

 

        Шкафчик, вол, выход, смелость, стол, сушь, гниль, высь, конь, зелень, бег, лань, вывоз, лень, пень, взлёт, кол, учитель, грузин, тишь, мышь, гладь, мебель.

 

Упражнение 6

         Прочитайте предложения. При помощи приставки и вопроса преобразуйте глаголы несовершенного вида в глаголы совершенного. Запишите глаголы в тетрадь, выделите приставки.

 

Птицы …летели к кормушке.

Мама …ставила цветы в вазу.

Хор …пел еще одну песню.

Друзья …читали книгу.

Ребята …учили правило.

Художник …рисовал картину.

Бабушка …дарила мне портфель.

 

Упражнение 7

        Что такое антонимы? Запишите пары.

 

Пришел –

Занес –

Забежал –

Приклеил –

Подошел –

Прилетел –

Приполз -

Открыл –

 

Домашнее задание. Подготовить к онлайн-уроку ответы на вопросы в классной работе.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс