18. 05. 2023 год урок русского языка 7 _ А класс

Здравствуйте, ребята ! Начинаем урок русского языка.


                                Восемнадцатое мая 

                                 Классная работа

Тема.                 Грамматическая омонимия

 Рассмотрите предложения:

1. Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления.

2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка.

3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе.

4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет.

- В данных предложениях вы смогли увидеть, что слово «образ» в каждом предложении имеет разное значение.

- В данном случае можно сказать, что слова «образ» имеет четыре значения:

1) Характер, склад, направление чего-либо;
2) Икона;
3) Внешний вид, облик;
4) Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом.

Омонимы – это слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Например:

лук:
1) овощ;
2) оружие
ключ:
1) «родник»;
2) музыкальный;
3) от дверей.


- Ребята, давайте рассмотрим предложения и определим, какими частями речи в предложениях выражено слово «что».

1) «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением.
2) Я писал вам, что нас захватили в южном тропике.
3) Что ищет он в стране далёкой?
4) Что на зорьке на заре, о весенней о поре, птички божии поют, в темном лесе гнёзда вьют.

- В первом предложении слово «что» является наречием, т.к. оно употреблено в значении «почему», «по какой причине», «зачем». Во втором предложении слово «что» является союзом, в третьем – местоимением, а в четвёртом – частицей.

- Очень важно знать приемы распознавания разных частей речи, которые одинаково пишутся, и уметь определять часть речи грамматических омонимов в предложении. В этой теме просто выучить материал невозможно, так как каждый случай употребления слов индивидуален. Самое главное – понять алгоритм определения части речи у грамматических омонимов.

Грамматические омонимы - слова, являющиеся разными частями речи и полностью совпадающие по звучанию и написанию, при этом отличающиеся лексическим значением, грамматическими признаками, функцией в предложении.


Посмотрите видеоурок по ссылке: https://youtu.be/Te71yhldr1Q


Основным источником пополнения слов данной группы является такой способ словообразования, как переход слова из одной части речи в другую.

 

Упражнение

Спишите предложения, найдите грамматические омонимы и определите, к каким частям речи они относятся.

1) Всё тихо, ночь. Марьяна под окном за пряжею сидела тихо и плакала. Старик уснул… и всё в покое, в шатре и тихо, и темно. В комнате сальная свеча темно горела в медном шандале. 

2) Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Светил небесных дивный хор течет так тихо, так согласно. 

3) Сквозь слез, не видя ничего, едва дыша, без возражений, Татьяна слушала его. Едва злодей узнал Руслана, в нем кровь остыла, взор погас. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс